АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада
№ 90 Красносельского района
ГБДОУ детским садом
Санкт-Петербурга
Протокол от «28» августа 2025г № 1
Санкт-Петербурга
от «28» августа 2025г № 35-ад
№ 90 Красносельского района
Принято с учетом мнения:
Совета родителей (законных представителей) воспитанников
протокол от «28» августа 2025г. № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «МАЛЕНЬКИЙ АРТИСТ»
для обучающихся 4-5 лет
Срок освоения: 1 год
Авторы-разработчики:
Ипполитова Е.П.
Сычёва В.А.
Санкт-Петербург
2
2025
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………3
1.1 Направленность Программы ……………………………………………………………4
1.2 Адресат Программы ……………………………………………………………………..4
1.3 Актуальность реализации Программы …………………………………………………4
1.4 Отличительные особенности Программы ……………………………………………...5
1.5 Уровень освоения Программы ………………………………………………………….5
1.6 Объем и срок освоения Программы ……………………………………………………5
1.7 Цель и задачи Программы ………………………………………………………………6
1.8 Планируемые результаты ………………………………………………………………..6
1.9. Организационно - педагогические условия реализации Программы ……………..…7
2. Учебный план ………………………………………………………………………………9
3. Календарный учебный график реализации Программы на 2025/2026 учебный год… 11
4. Рабочая программа………………………………………………………………………..12
4.1 Цели и задачи рабочей программы …………………………………………………….12
4.2 Планируемые результаты обучения …………………………………………………...12
4.3 Принципы рабочей программы………………………………………………………... 13
4.4 Описание образовательной деятельности ……………………………………………..13
4.5 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
специфики их образовательных потребностей и интересов
……………………………13
4.5.1 Методические приемы обучения ……………………………………………………..13
4.5.2 Методы и приемы по реализации задач рабочей программы ………………………14
4.5.3 Возрастные особенности развития обучающихся …………………………………...15
4.6 Календарно – тематическое планирование …………………………………………….15
5. Оценочные и методические материалы …………………………………………………..20
5.1. Оценочные материалы……………………………………………………………………20
5.2. Перечень учебно-методических материалов……………………………………………20
3
Пояснительная записка
1.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Театральная
студия «Маленький артист» разработана на основе нормативно–правовых актов и локальных
документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
7.
22.09.2021
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-
4
21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
10.
Устав
Государственного
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - ДОУ)
11.
Лицензия 78ЛО3 № 0002675 (бессрочная) на право осуществления
образовательной деятельности, выдана 10.06.2019 г., рег. № 3864
1.1. Направленность Программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Театральная
студия «Маленький артист» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую
направленность.
Программа направлена на:
- формирование коммуникативных качеств личности, эмоциональной отзывчивости на
театральное действие, навыков, которые нужны для активного восприятия художественных
образов, а затем и их воплощения (исполнения) эстетического вкуса;
- воспитание нравственных начал, воспитание воли, развитие памяти, воображения,
фантазии, речи;
-художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста.
1.2. Адресат Программы
Программа ориентирована на обучающихся среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Важно физическое здоровье обучающихся, отсутствие медицинских противопоказаний.
1.3. Актуальность реализации Программы
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного
образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень
важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего
возраста. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ,
он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и
получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и
способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности,
5
стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению
общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной
деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что
способствует формированию волевых черт характера. Занятия в театрализованном кружке
помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить
своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей
общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной
деятельности.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительные особенности программы в том, что она направлена на расширение
содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными
знаниями, умениями и навыками. Программа дополняет базовую наличием дополнительных
образовательных задач художественно-эстетической направленности.
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество
проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ,
рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в
художественном творчестве, активности (через сочинение сказок, сценариев, передачу
сценического образа). Программа способствует развитию фантазии и наблюдательности у
детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства
наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме
театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую,
коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности –
самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему
изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он
представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им
самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я
считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать
собственное мнение, отличное от мнения других.
1.5. Уровень освоения Программы
Общекультурный
1.6. Объем и срок освоения Программы
6
Программа рассчитана на год.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю;
Максимальный объем программы: 26 часов в год;
Срок реализации программы: 26 недель, с октября по май.
1.7. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы и
коммуникативных навыков детей средствами театрализованной деятельности.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
Образовательных:
•
Знакомить с видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый и т.д.).
•
Формировать умение передавать характер персонажа с помощью интонации,
мимики, жестов.
•
Учить простым приемам кукловождения.
•
Обогащать словарный запас.
Развивающих:
•
Развивать речь, воображение, образное мышление, память, внимание.
•
Развивать координацию движений, пластическую выразительность.
•
Развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Воспитательных:
•
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сопереживать
героям.
•
Формировать интерес к театральному искусству.
•
Снимать скованность и застенчивость, поощряя творческую инициативу.
1.8. Планируемые результаты
В результате освоения программы воспитанники будут
знать роль сценического действия как основы актёрского творчества; виды
театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);
уметь: определять главные и второстепенные события в действии; различать
сюжет и содержание театральной постановки; различать характер и эмоциональные
7
состояния героев; слушать партнёра, понимать и оценивать его слова и поведение;
определять место нахождения действующего лица в каждый отдельный момент;
владеть: сценическим пространством.
1.9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Язык реализации
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации - русском.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации
Отличительные особенности программы в том, что она направлена на расширение
содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными
знаниями,
умениями
и
навыками.
Программа
дополняет
базовую
наличием
дополнительных образовательных задач художественно-эстетической направленности.
Условия набора и формирование групп
Для обучения по данной Программе принимаются обучающиеся от 4 до 5 лет.
Набор осуществляется на основе желания обучающихся и договора с родителями.
Количество обучающихся в каждой группе формируется с учетом санитарных норм.
Формы организации и проведения занятий
Формы организации деятельности обучающихся:
групповые;
подгрупповые,
включающие
в
себя
совместные
действия,
общение,
взаимопомощь в парах для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (подгруппы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости от цели
деятельности и желания детей);
Продолжительность учебных занятий
установлена с учетом возрастных
особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными
правилами, утвержденными СанПин для детей 4-5 лет: 20 мин.
Особенности организации образовательного процесса
Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:
1. Ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою,
развитию умения владеть своим телом;
2. Речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
8
3. Упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с
использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
4. Упражнения на мимику и жесты;
5. Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
6. Поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные
номера и т.д.;
7. Уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит от
времени года (начало, середина или конец учебного года) и от задач, которые стоят на
данном занятии.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляют музыкальный руководитель и инструктор
по физической культуре.
Материально - техническое оснащение
- Помещения для занятий и хранения костюмов.
- Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор и др.)
- Ноутбук;
- Набор театральных костюмов.
- Атрибуты, необходимые для спектаклей (ширмы, декорации, бутафория
и
др.)
- Разные виды театра: бибабо, перчаточный, пальчиковый театры, настольный,
теневой и др.;
- Мягкие игрушки, маски-шапочки;
- Методические разработки;
- Подбор литературно - художественного материала (сказки, стихи, загадки,
пословицы, поговорки и др.)
- Картотеки, папки-передвижки, лепбуки и др.)
- Фонотека и видеотека.
- Аудио- и видеотехника, интерактивная доска, микрофоны, микшер.
- Доступ к фондам сельской библиотеки.
- Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
9
2. Учебный план
№
п/п
Наименование
модулей, разделов и тем
1
Вводное. Путешествие в
театр
«Наши эмоции: радость и
грусть»
2
3
Количество часов
всего
теория
Формы контроля
практика
1
1
0
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Наши эмоции: испуг и
удивление»
4
«Говорим по-разному»
5
«В гостях у сказки
«Колобок» (настольный
театр)
1
0,5
0,5
6
«В гостях у сказки
«Теремок» (театр
картинок на
фланелеграфе)
1
0,5
0,5
7
«Пальчикиартисты» (пальчиковый
театр)
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
8
«Осенние
истории» (импровизация)
9
«Знакомство с
перчаточной куклой»
1
0,5
0,5
10
«Мой первый
диалог» (работа с
перчаточной куклой)
1
0,5
0,5
11
«Сказка «Репка» на новый
лад» (перчаточные куклы)
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
12
«Театр масок»
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Упражнениеимитация, анализ
выразительности
жестов
Практическое
задание: изменение
интонации,
наблюдение
Наблюдение за
работой в группе,
анализ
взаимодействия
Наблюдение,
беседа по сюжету
Практическое
задание, оценка
мелкой моторики и
артистизма
Наблюдение за
спонтанностью и
творческим
воображением
Практическое
задание: базовые
движения куклы
Инсценировка
диалога в парах,
наблюдение
Творческий показ,
оценка командной
работы
Пантомимический
этюд, оценка
выразительности
тела
10
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Сильные и
смелые» (образ героя)
«Играем в сказку
«Заюшкина
избушка» (распределение
ролей)
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
18
«Нежные и
ласковые» (образ мамы)
1
0,5
0,5
19
«Театр-экспромт» по
стихотворениям
1
0,5
0,5
20
«Весна пришла!»
(импровизация под
музыку)
1
0,5
0,5
21
«Речевые игры и
скороговорки»
1
0,5
0,5
22
«Весенний дождь»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0
1
26
13
13
13
«Зимние
забавы» (пантомима)
14
«В мире
звуков» (шумовой театр)
15
«Театр теней» (первые
опыты)
16
17
23
«Выбираем сказку для
итогового спектакля»
24
«Репетиция спектакля.
Работа над ролью»
25
«Генеральная репетиция»
26
«Премьера сезона!»
Итоговый показ спектакля
Итого:
Этюд-загадка,
наблюдение за
точностью
пластики
Практическое
задание: создание
звуковой картинки
Создание и
демонстрация
простого теневого
образа
Этюд на создание
образа, наблюдение
Беседа, обсуждение
характеров
персонажей
Этюд на
выразительность и
эмоциональность
Наблюдение за
быстротой реакции
и артистизмом
Творческий показ,
оценка
мыслеобразов и
пластики
Практическое
задание: четкость и
дикция
Импровизация,
оценка образного
мышления
Беседа,
обсуждение,
анкетирование
(условное)
Наблюдение,
педагогический
анализ работы над
ролью
Пробный прогон
спектакля, оценка
готовности
Открытый показ
(спектакль), анализ
приобретенных
умений
УТВЕРЖДЕН
11
Приказом заведующего ГБДОУ детским садом № 90 Красносельского района СанктПетербурга от «28» августа 2025 г. № 35-ад
3. Календарный учебный график реализации Программы
на 2025/2026 учебный год
Год
обучени Группа
я
1 год
Дата начала
Дата
Всего
Количество
обучения по
окончания
учебных
учебных
Режим
программе
обучения по
недель
часов
занятий
26
26
1р/нед.
программе
23
14.10.2025г.
12.05.2026г.
20 мин.
1 год
25
14.10.2025г.
12.05.2026г.
26
26
1р/нед.
20 мин.
12
4. Рабочая программа
4.3. Цель и задачи рабочей программы
Цель программы: развитие творческих способностей, эмоциональной сферы и
коммуникативных навыков детей средствами театрализованной деятельности.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
Образовательных:
•
Знакомить с видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый и т.д.).
•
Формировать умение передавать характер персонажа с помощью интонации,
мимики, жестов.
•
Учить простым приемам кукловождения.
•
Обогащать словарный запас.
Развивающих:
•
Развивать речь, воображение, образное мышление, память, внимание.
•
Развивать координацию движений, пластическую выразительность.
•
Развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Воспитательных:
•
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сопереживать
•
Формировать интерес к театральному искусству.
•
Снимать скованность и застенчивость, поощряя творческую инициативу.
героям.
4.2. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы воспитанники будут
знать: роль сценического действия как основы актёрского творчества; виды
театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);
уметь: определять главные и второстепенные события в действии;
различать сюжет и содержание театральной постановки;
13
различать характер и эмоциональные состояния героев;
слушать партнёра, понимать и оценивать его слова и поведение;
определять место нахождения действующего лица в каждый отдельный
момент;
владеть: сценическим пространством.
4.3. Принципы рабочей программы
Программа соответствует следующим принципам:
• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что
жизненное пространство в театральном кружке дошкольного учреждения должно давать
возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в
соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая
друг другу;
• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность
ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно
определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно
выбирать то, что ему по душе;
• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие
условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность
поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с
настоящими, подлинными, предметами;
• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие
среды.
4.4. Описание образовательной деятельности
•
теоретические и практические занятия;
•
групповые и индивидуальные занятия;
•
занятия – путешествия.
Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: текущий контроль в процессе
проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического
материала по изучаемой теме и формируемых умений;
Подведение
итогов
работы
кружка
осуществляется
через
постановку
театрализованного представления для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ.
14
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей
программы
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов
4.5.1. Методические приемы обучения
1) Показ презентации, отрывков спектаклей, пояснения. Пояснения, сопровождающие
показ, разъясняют смысл, содержание. Если занятие состоит из продолжения первого
занятия, объяснения могут быть и без показа.
2) Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера,
с которыми их необходимо познакомить.
3) Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми
героев с различными чертами характера.
4)
Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев
сказки, их одежды.
5)
Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и
произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
6)
Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для
описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
7)
Выполнение
упражнений
на
изображение
различных
эмоциональных
состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего
расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
8)
Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера
героев сказки.
9)
Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера
различных знакомых людей.
10)
Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой
ситуации?»)
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы
Игровой метод:
- Режиссерские игры
- Игры-драматизации
Словесный метод:
15
- Беседа
- Чтение литературных произведений
- Упражнения для развития речевой интонационной выразительности
Наглядный метод:
- Просмотр отрывков спектаклей, презентаций
Практический метод:
- Показ спектаклей
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся
Особенности развития театрализованной деятельности детей 5-6 лет
Дети пятого года жизни активно познают мир через вопросы. Им интересны причины
поступков героев («Почему волк злой?»). Словарный запас быстро растет, появляются
сложные предложения. Они способны заучивать небольшие тексты, но еще могут путать
порядок слов. Игровая деятельность переходит от одиночной игры к совместной,
формируется ролевое взаимодействие («Я буду принцессой, а ты драконом!»). Эмоции
становятся более устойчивыми и осознанными. Дети учатся распознавать базовые эмоции
(радость, грусть, злость, испуг) не только в жизни, но и на сцене. Бурно развивается
воображение, но нуждается в опоре на наглядность. Палочка может стать мечом, а стул —
троном. Совершенствуется координация, что позволяет осваивать более сложные действия:
надевать костюмы, управлять куклой.
4.6. Календарно – тематическое планирование
1
Период
Раздел, тема
Содержание
Формы работы
14 октября
«Здравствуй, театр!
Мы – артисты»
Познакомить детей с
Игра-знакомство
«Передай
понятием «театр». Снять
улыбку». Этюды «Изобрази
мышечные зажимы, создать
животное» (кошка, собака).
позитивную атмосферу.
Игра на внимание «Зеркало»
(дети
повторяют
движения
ведущего).
2
21 октября
Учить детей распознавать и
«Наши эмоции:
Радость и Грусть»
изображать основные
эмоции (радость, грусть) с
Этюды «Солнышко
выглянуло» (радость),
«Мишка лапу поранил»
(грусть). Игра «Угадай
16
помощью мимики и
интонации.
эмоцию» по картинке. Чтение
отрывков из «Игрушек» А.
Барто.
3
28 октября
Этюды «Встреча с Бабой«Наши эмоции: Испуг
и Удивление»
Учить передавать эмоции
Ягой» (испуг), «Волшебный
испуга и удивления через
сундук» (удивление). Игра
жест, мимику и движение.
«Замри-отомри» с разным
эмоциональным подтекстом.
4
11 ноября
Развивать речевой аппарат
и интонационную
«Говорим поразному»
выразительность. Учить
менять силу голоса
(громко/тихо) и темп речи
(быстро/медленно).
5
18 ноября
«В гостях у сказки
«Колобок» (настольн
ый театр)
25 ноября
развитием действия.
театра. Распределение ролей
Развивать умение
(без заучивания текста).
подражать голосам и
Разыгрывание сказки по
действовать сообща,
согласовывая свои
действия с другими
Развивать мелкую
«Пальчикиартисты» (пальчиков
ый театр)
медведь». Игра «Эхо».
использованием настольного
«артистами».
2 декабря
мышь», «Скажи, как
театром. Учить следить за
картинок. Учить
7
Упражнения: «Скажи, как
Рассказывание сказки с
Познакомить с театром
«В гостях у сказки
«Теремок» (театр
картинок на
фланелеграфе)
(«Лошадка», «Блинчик»).
Познакомить с настольным
движениям героев.
6
Артикуляционная гимнастика
моторику и умение
управлять пальчиковой
куклой. Стимулировать
речевую активность.
ролям с помощью педагога.
Рассказывание сказки на
фланелеграфе. Беседа: «Кто в
теремочке живет?». Играимитация «Кто как
двигается?». Разыгрывание
финала сказки всем
коллективом.
Упражнения с пальчиковыми
куклами: «Поздоровайся»,
«Спрячься», «Попрыгай».
Инсценировка потешки
«Сорока-ворона» или
короткого диалога.
17
8
9 декабря
Закреплять умение
«Осенние
импровизировать на основе
истории» (импровиза
знакомых произведений.
ция)
Развивать фантазию.
9
16 декабря
рта.
ребенком.
коллективной
инсценировке. Поощрять
попытки творческой
импровизации.
Познакомить с маской как
элементом театра. Учить
«Театр масок»
передавать характер героя
через движение и голос,
когда лицо скрыто.
13
27 января
Развивать
«Зимние
забавы» (пантомима)
«Поклонись», «Попрыгай».
Диалог куклы-персонажа с
Учить участвовать в
20 января
«Поздоровайся»,
наклон головы, движение
с партнером.
12
«Листопад» под музыку.
кукол. Упражнения:
«Мой первый
персонажа. Развивать
диалог» (работа с
перчаточной куклой) умение взаимодействовать
«Сказка «Репка» на
новый
лад» (перчаточные
куклы)
Листика». Игра-имитация
устройством куклы би-ба-
Учить вести простой
13 января
истории «Приключения
Рассматривание и примерка
диалог от имени
11
картины. Сочинение общей
Познакомить с
бо. Отрабатывать простые
«Знакомство с
перчаточной куклой» приемы кукловождения:
10 23 декабря
Рассматривание осенней
пантомимические навыки
(изображать действие без
Разыгрывание сценокдиалогов «Знакомство», «В
гостях». Дети работают в
парах с куклами за ширмой.
Помощь педагога в
построении реплик.
Рассказывание сказки
«Репка». Распределение
ролей. Разыгрывание сказки с
использованием перчаточных
кукол. Предложить детям
придумать смешной конец.
Рассматривание масок
животных. Этюды «Угадай,
кто я?» (ребенок в маске
показывает животное,
остальные отгадывают). Танец
зверей под музыку.
Этюды «Лепим снеговика»,
«Катаемся на санках»,
«Играем в снежки». Игра
«Что мы делали?» (один
18
слов). Обогащать
двигательный опыт.
14
3 февраля
показывает, остальные
отгадывают).
Игра «Угадай, что звучит?».
Развивать звуковое
«В мире
звуков» (шумовой
театр)
восприятие и фантазию.
Учить создавать звуковые
картины.
Создание звуков природы:
«Дождик» (погремушка),
«Ветер» (дуем), «Гром»
(барабан). Озвучивание и
обыгрывание знакомых
сказок.
15 10 февраля
Познакомить с искусством
«Театр теней»
(первые опыты)
теневого театра. Развивать
воображение и
координацию движений.
16 17 февраля
Показ педагогом простых
теневых фигур (заяц, птица,
собака). Дети пытаются
повторить. Игра «Угадай
тень».
Этюды «Богатырь»,
Учить передавать в
«Храбрый солдат». Игра
«Скажи громко и уверенно».
«Сильные и
движениях и позах качества
смелые» (образ героя)
Чтение отрывка из сказки
сильного и смелого героя.
«Гуси-лебеди» (образ
спасителя).
17 24 февраля
Учить понимать и
«Играем в сказку
«Заюшкина
избушка» (распределе
ние ролей)
передавать характер
персонажа (хитрая лиса,
трусливый заяц, храбрый
петух).
18
10 марта
Чтение сказки. Обсуждение
характеров героев.
Распределение ролей.
Разыгрывание ключевых сцен
с использованием масок или
элементов костюмов.
Этюды «Укачиваем малыша»,
«Нежные и
ласковые» (образ
мамы)
Учить передавать нежные,
«Дарим цветок маме».
заботливые чувства через
Разучивание и выразительное
интонацию и жест.
исполнение простого
стихотворения о маме.
19
19
17 марта
Разыгрывание коротких
«Театр-экспромт по
стихотворениям»
Развивать быстроту
стихотворений (А. Барто, Е.
реакции, умение
Благининой) без подготовки.
действовать по слову.
Дети по тексту выполняют
действия.
20
24 марта
Учить передавать в
«Весна пришла!»
(импровизация под
музыку)
движении образы
пробуждающейся природы.
Развивать пластику.
21
31 марта
Слушание музыки (П.И.
Чайковский «Подснежник»).
Импровизационный танец
«Таяние снега», «Ручейки
бегут», «Птицы прилетают».
Артикуляционная
Совершенствовать дикцию
«Речевые игры и
скороговорки»
и четкость произношения.
Развивать речевое дыхание.
гимнастика. Разучивание
простых скороговорок («Шла
Саша по шоссе»). Игра
«Скажи скороговорку с
разной интонацией».
22
7 апреля
«Весенний дождь»
Порадовать детей,
Рассказывание сказки В. Сутеева
развивать эмоциональную
«Под грибом». Беседа по
отзывчивость на музыку,
содержанию.
учить ролевому
Игра «Дождливо - солнечно».
воплощению, побуждать к
Этюд – игра «Цветы на
двигательной активности.
полянке». Танец –
игра «Цветочный вальс»
23
14 апреля
Вовлечь детей в процесс
«Выбираем сказку
для итогового
спектакля»
подготовки спектакля,
Обсуждение знакомых сказок
учитывая их мнение и
и голосование.
интересы.
24
21 апреля
Учить детей выразительно
«Репетиция
спектакля. Работа над
ролью»
Работа над мимикой,
исполнять свою роль,
жестами, интонацией для
следить за развитием
каждого персонажа.
сюжета и действиями
Репетиция отдельных сцен и
партнеров.
всего спектакля целиком.
20
25
28 апреля
Объединить все
компоненты спектакля:
«Генеральная
репетиция»
актерскую игру, музыку,
атрибуты. Воспитывать
выдержку и
взаимовыручку.
26
12 мая
Доставить детям радость и
чувство гордости от
«Премьера сезона!
Итоговый показ
спектакля»
достигнутого результата.
Формировать
положительную
самооценку.
Полный прогон спектакля с
использованием всех
декораций и костюмов. Работа
над кульминацией и финалом.
«Прогон» с приглашением
другой группы в качестве
зрителей.
Торжественный показ
спектакля для родителей.
Цветы, аплодисменты,
вручение памятных дипломов
«Юный артист».
Фотографирование.
5. Оценочные и методические материалы
5.1 Оценочные материалы
Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: текущий контроль в процессе
проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического
материала по изучаемой теме и формируемых умений.
Подведение
итогов
работы
кружка
осуществляется
через
постановку
театрализованного представления для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ.
5.2. Перечень учебно-методических материалов
1.
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
2
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения,
сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
3
Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия.
- СПб, 2002
21
4
Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
5
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
6
Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и
школьного возраста. М., 2003.
7
Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активнотворческого. М., 2003.
8
Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль,
2002.
9
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
10
Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
11
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
12
Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
13
Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.
Ярославль, 2002.
14
Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.
М., 2000.
15
Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр
16
Чистякова М.И. Психогимнастика
17
Чурилова
Э.Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.
18
Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
19
Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
22