АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Приказом заведующего
ГБДОУ детского сада
ГБДОУ детским садом
№ 90 Красносельского района
№ 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Протокол от «28» августа 2025 г. № 1
Санкт-Петербурга
от «28» августа 2025 г. № 35-ад
Принято с учетом мнения:
Совета родителей (законных представителей) воспитанников
протокол от «28» августа 2025 г. № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МОИ ФИНАНСЫ»
для обучающихся 6-7 лет
Срок освоения: 1 год
Автор-разработчик:
Симон Л.В.
Санкт-Петербург
2025
2
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..………..…3
1.1. Направленность Программы ………………………………………………..…….………….4
1.2. Адресат Программы ……………………………………………………..………….………...4
1.3. Актуальность реализации Программы …………………………………………………....…4
1.4. Отличительные особенности Программы …………………………………………………...5
1.5. Уровень освоения Программы ……………………………………………………………….5
1.6. Объем и срок освоения Программы …………………………………………………………5
1.7. Цель и задачи Программы ………………………………………………………………..…..5
1.8. Планируемые результаты ………………………………………………………………….....6
1.9. Организационно - педагогические условия реализации Программы …………………..…6
2. Учебный план ………………………………………………………………………………..….8
3. Календарный учебный график реализации Программы на 2025/2026 учебный год…….….9
4. Рабочая программа………………………………………………………………………..….....10
4.1. Цели и задачи рабочей программы ………………………………………………………….10
4.2. Планируемые результаты обучения …………………………………………………….…..10
4.3. Принципы рабочей программы…………………………………………………………...... .11
4.4. Описание образовательной деятельности…………………………………………………...12
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики
их образовательных потребностей и интересов потребностей……………………………..…..12
4.5.1. Методические приемы обучения ……………….………………………………………....12
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы …….……………………..13
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся ……….…………………….………....13
4.6. Календарно – тематическое планирование ………………..……………………………….14
5. Оценочные и методические материал……………………………..………………………….20
5.1. Оценочные материалы………………………………………………….………..……….….20
5.2. Перечень учебно-методических материалов………………………………..…………..….21
Приложение. Диагностические материал………………………………………………..……...23
3
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мои финансы»
разработана на основе нормативно–правовых актов и локальных документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность
образовательным
программам
программам
по
основным
среднего
профессионального
общеобразовательным
профессионального
обучения,
программам,
образования,
дополнительным
основным
общеобразовательным
программам;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
7.
22.09.2021
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
№
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
10.
Устав
Государственного
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - ДОУ)
4
11.
Лицензия
78ЛО3
№
0002675
(бессрочная)
на
право
осуществления
образовательной деятельности, выдана 10.06.2019 г., рег. № 3864
1.1. Направленность Программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая Программа «Мои финансы»
(далее Программа) имеет естественно-научную направленность.
Программа направлена на познавательное развитие обучающихся, способствует
получению знаний в области финансовой грамотности у детей старшего дошкольного
возраста.
1.2. Адресат Программы
Программа ориентирована на обучающихся старшего дошкольного возраста 6 -7 лет.
Важно физическое здоровье обучающихся, отсутствие медицинских противопоказаний.
1.3. Актуальность реализации Программы
Актуальность формирования финансовой культуры у дошкольников обусловлена
значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом,
формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях.
Формирование финансовой культуры является одной из важнейших задач
образовательного процесса. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в
частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые
привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения
финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления,
направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и
финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать
которым приходится всю жизнь. В дошкольном возрасте закладываются не только основы
культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительные черты Программы по финансовой грамотности для дошкольников –
это игровой формат обучения, использование наглядных материалов и простых примеров,
5
базовых понятий («Что такое деньги», «Откуда они берутся») и формирование ценностных
ориентаций (бережливость, честность, уважение к труду).
1.5. Уровень освоения Программы
Общекультурный
1.6. Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на 1 год.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю;
Максимальный объем программы: 24 часа в год;
Срок реализации программы: 24 недели, с октября по апрель.
1.7. Цель и задачи Программы
Цель: формирование начальных навыков финансовой грамотности у старших
дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, грамотное отношение к
финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
Развивающие:
- Развивать мышление, логику, воображение, математические способности.
- Развивать интерес к созданию конечного продукта труда, самостоятельность в принятии
решений в различных ситуациях.
- Развивать навыки простых вычислений в пределах 10.
- Развивать навыки самоконтроля и установления приоритетов при потреблении.
- Развить коммуникативные навыки, умение договариваться и торговаться.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к труду и деньгам.
Здоровьесберегающие:
- Снять эмоциональное напряжение, развивать навыки самоконтроля.
1.8. Планируемые результаты
В процессе изучения программы у дошкольников формируются:
- навыки простых вычислений в пределах 10, навыки работы в команде, навыки
публичных выступлений и навык целеполагания.
6
- понимание основных понятий и принципов финансовой грамотности, таких как
деньги, бюджет, сбережения, потребление и т.д.
-усвоение навыков счета и учета расходов и доходов.
-развитие умения принимать решения в бытовых финансовых ситуациях и
планировать свои финансы.
-понимание
значимости
накоплений
и
умение
сохранять
деньги
на
незапланированные расходы или вложения в будущие цели.
-отработка навыков продуктивного использования денег и практика сбережений.
-развитие навыков самоконтроля и установления приоритетов при потреблении.
-понимание различных способов получения дохода и осознание взаимосвязи между
работой и заработком.
- развитие ответственного отношения к финансовым ресурсам.
-развитие коммуникативных навыков, таких, как умение выражать свои финансовые
потребности и пожелания, а также умение договариваться и торговаться.
-формирование осознанного потребительского поведения и умение видеть различие
между необходимыми и желательными покупками.
В результате освоения программы финансовой грамотности дети старшего
дошкольного возраста будут иметь уверенность в своих финансовых возможностях, научатся
принимать ответственные решения в финансовых вопросах и развитии финансового
мышления.
1.9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Язык реализации
Образовательная
деятельность
осуществляется
на
государственном
языке
Российской Федерации - русском.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации
Модульный принцип представления содержания Программы и построения
учебных планов.
Условия набора и формирование групп
7
Для обучения по данной Программе принимаются воспитанники от 6 до 7 лет.
Набор в группу осуществляется на основе желания обучающихся и договора с родителями.
Количество обучающихся в группе формируется с учетом санитарных норм, но не более 10
человек, что позволяет, с одной стороны, обеспечить достаточный коммуникативный
потенциал занятий, а с другой стороны – повысить эффективность обучения и обеспечить
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Формы организации и проведения занятий
Формы организации деятельности обучающихся:
групповые;
подгрупповые,
включающие
в
себя
совместные
действия,
общение,
взаимопомощь в парах для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (подгруппы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости от цели
деятельности и желания детей);
индивидуальные,
организуется
для
осуществления
индивидуального
и
дифференцированного подхода к обучающимся.
Продолжительность
учебных
занятий
установлена
с
учетом
возрастных
особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными
правилами, утвержденными СанПин для детей 6-7 лет: 30 мин.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по Программе строятся по следующей структуре:
1. Вводная часть: загадка, презентация, беседа;
2. Основная часть: освоение нового материала через игры, эксперименты.
3. Заключительная часть: игра.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет воспитатель Симон Л.В.
Материально - техническое оснащение
Занятия проходят в отдельном кабинете с оснащением.
1. Оборудование и инвентарь:
- стол педагога – 1
- стеллаж для хранения – 1
- столы детские – 5
8
- стулья детские – 10
- ноутбук
2. Учебно-методический материал:
- игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.
- учебно-методическое пособие: «Финансовая грамотность» Н.А. Модель,
рабочая программа «Финансовая грамота», Кинеева, Кузина.
- картотека дидактических игр по финансовой грамотности - 1
- картотека мультимедийных презентаций - 1
2. Учебный план
№
Раздел программы,
тема
Количество учебных часов
Всего
Теория
Формы контроля
Практика
1.
Вводное
1
1
-
Наблюдение, беседа
2.
Труд –основа жизни.
3
1,5
1,5
Наблюдение, беседа
Входящий контроль
9
3.
4.
Что такое деньги?
4
2
2
Наблюдение, беседа
Путешествие в страну
4
2
2
Наблюдение, беседа
4
2
2
Наблюдение, беседа
3
1,5
1,5
Наблюдение, беседа
2
1
1
Наблюдение, беседа
«Сказочные финансы»
Покупаем, продаём,
5.
обмениваем.
Сберегаем и
6.
экономим.
Учимся занимать и
7.
отдавать.
8.
Реклама
1
0,5
0,5
Наблюдение, беседа
9.
Богатство и бедность.
3
1,5
1,5
Наблюдение, беседа
Итоговый контроль
Открытое занятие
10. ИТОГО:
24
12
12
УТВЕРЖДЕН
Приказом заведующего ГБДОУ детским садом № 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга от «28» августа 2025 г. № 35-ад
3. Календарный учебный график реализации Программы
на 2025/2026 учебный год
Год
обучения
1 год
Группа
25
Дата
Дата
Всего
Количество
начала
окончания
учебных
учебных часов
обучения по
обучения по
недель
программе
программе
13.10.2025г.
24.04.2026г.
10
24
Режим
занятий
24
1р/нед.
30мин.
«Улыбка»
1 год
26
13.10.2025г.
24.04.2026г.
24
1р/нед.
24
«Любознай-
30 мин.
ки»
1 год
26
13.10.2025г.
24.04.206г.
24
1р/нед.
24
30мин.
«Весёлые
ребята»
4. Рабочая программа
4.1. Цель и задачи рабочей программы
Рабочая
программа
позволяет
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения через дополнительное образование:
ориентировать на познавательное развитие обучающихся,
способствовать получению знаний в области финансовой грамотности,
формировать начальные навыки в сфере финансовой грамотности.
11
Цель: формирование начальных навыков финансовой грамотности у старших
дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное
отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
Развивающие:
- Развивать мышление, логику, воображение, математические способности.
- Развивать интерес к созданию конечного продукта труда, самостоятельность в
принятии решений в различных ситуациях.
- Развивать навыки простых вычислений в пределах 10.
- Развивать навыки самоконтроля и установления приоритетов при потреблении.
- Развить коммуникативные навыки, умение договариваться и торговаться.
Воспитательные:
-Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Здоровьесберегающие:
-Снять эмоциональное и физическое напряжение.
4.2. Планируемые результаты обучения
В процессе изучения программы у дошкольников формируются:
- Навыки простых вычислений в пределах 10, навыки работы в команде, навыки
публичных выступлений и навык целеполагания.
- Понимание основных понятий и принципов финансовой грамотности, таких как
деньги, бюджет, сбережения, потребление и т.д.
-Усвоение навыков счета и учета расходов и доходов.
-Развитие умения принимать решения в бытовых финансовых ситуациях и
планировать свои финансы.
-Понимание
значимости
накоплений
и
умение
сохранять
деньги
на
незапланированные расходы или вложения в будущие цели.
-Отработка навыков продуктивного использования денег и практика сбережений.
-Развитие навыков самоконтроля и установления приоритетов при потреблении.
-Понимание различных способов получения дохода и осознание взаимосвязи между
работой и заработком.
- Развитие ответственного отношения к финансовым ресурсам.
12
-Развитие коммуникативных навыков, таких, как умение выражать свои финансовые
потребности и пожелания, а также умение договариваться и торговаться.
-Формирование осознанного потребительского поведения и умение видеть различие
между необходимыми и желательными покупками.
В результате освоения программы финансовой грамотности дети старшего
дошкольного возраста будут иметь уверенность в своих финансовых возможностях, научатся
принимать ответственные решения в финансовых вопросах и развитии финансового
мышления.
4.3.Принципы рабочей программы
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: педагог в процессе обучения одновременно
воспитывает ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре;
коллективе,
распределение
обязанностей;
воспитывать
эстетическое
восприятие
окружающего мира; способствует развитию внимания, воображения, мышления и речи.
Принцип доступности: обучение финансовой грамотности подразумевает
использование игровых методов, наглядных материалов, приемы обучения соответствуют
возрасту обучающихся.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года
даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного,
знакомого к новому, незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения важную роль играет наглядность.
Основной
прием
наглядности
- это игра.
Игровые
формы
позволяют наглядно
продемонстрировать такие финансовые понятия, как деньги, труд, бережливость и
накопление, делая их доступными и интересными для детей.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой
активностью обучающихся, включает понимание детьми связи между трудом и деньгами, их
ценности, а также формирование ответственного отношения к тратам через практические
навыки.
4.4. Описание образовательной деятельности
Предусмотренные в
программе занятия
состоят из нескольких постоянно
присутствующих видах деятельности: познавательной, творческой, двигательной. Изучение
учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании
взаимосвязанных занятий.
13
Структура и форма занятий
I. Вводная часть (5-7 минут): приветствие, загадка, просмотр и обсуждение
презентации, беседа;
II. Основная часть (18-20 минут): освоение нового материала через игры,
эксперименты;
III. Заключительная часть. (5 минут): игра.
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей
программы
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов
4.5.1. Методические приемы обучения
1) Загадка – настраивает на сюрпризный момент, способствует развитию
воображения.
2) Показ презентации, пояснения. Пояснения, сопровождающие показ, разъясняют
смысл, содержание презентации. Если занятие состоит из продолжения первого занятия,
объяснения могут быть и без показа.
3) Игровые приемы. Использование игрушек, дидактических упражнений делают
занятия
более
продуктивными,
повышают
активность
обучающихся,
развивают
воображение, образное мышление, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих
занятиях.
4) Вопросы к обучающимся активизируют их мышление и речь.
5)
Словесная
оценка
педагогом
в
зависимости
от
подготовленности
индивидуальных особенностей обучающихся.
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы
Игровой метод:
Дидактические игры и упражнения;
Словесный метод:
беседы, обсуждения,
обращение к литературным источникам,
творческие игры.
Наглядный метод:
наглядно-слуховой метод (видео, игры с использованием финансовых
инструментов (например, игрушечных денег).
наглядно-зрительный (игровая форма обучения)
14
и
Практический метод:
игра.
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся
Особенности развития конструктивной деятельности детей 6 - 7 лет
В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать ценность денег, учиться
бережливости, планировать простые расходы и формировать представление о труде. Им
доступны основы понятий денег, заработка, обмена, а также навыки накопления на
небольшие покупки.
Задачи педагога в работе с детьми этого возраста максимально расширяются.
Обучение должно проходить в игровой форме, с использованием наглядных
материалов и вовлечением в обсуждение семейного бюджета, а также с акцентом на
ценность результатов труда.
В этом возрасте дети начинают детально анализировать собственные наблюдения;
способны, рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им
учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность на
определённый срок и ставить перед собой конкретные цели. Развитие умения читать и
писать позволяет детям фиксировать результат своей работы.
4.6. Календарно – тематическое планирование
Период
Раздел, тема
Содержание
Формы работы
13 октября -
Вводное.
Работать – это трудиться за
Беседа, ситуативные
17 октября
Труд - основа
жизни
вознаграждение.
задачи, игра «Вот так
Зарабатывать – получать
заработал!»,
вознаграждение за
Просмотр мультфильма
Работать и
зарабатывать.
выполненную работу (так же «Так сойдет».
можно заработать наказание
за провинность, проступок и
т. п.)
15
20 октября -
Профессия и труд.
24 октября
Профессии. Продукты
Игры: «что создается
труда: товары и услуги.
трудом», «Как продукт
Продукты труда
труда в товар
используются человеком для превращается».
себя и для продажи (товар)
Загадки:
«Все профессии важны,
все профессии нужны,
угадай профессию по
продукту труда.
27 октября -
Что создается
Разбираем, что будет, если
Читаем, обсуждаем,
31 октября
трудом.
люди перестанут работать
разгадываем загадки.
Как продукт труда
и трудиться
Просмотр
превращается в
мультфильма
«Уроки тетушки совы»
товар.
10 ноября –
Что такое деньги?
Деньги – мера оценки труда
14 ноября
Что такое деньги, отк (вознаграждение за
наглядный материал
уда они берутся и
проделанную работу),
«Деньги».
зачем они нужны?
универсальное средство
Деньги других стран. обмена (инструмент
Беседа, чтение, рассказ,
Исследование, игра
«Нарисуем деньги для
обмена товаров и
нашей группы»,
услуг).
«Какими деньги были и
Виды денег (монета,
какими стали
банкнота, пятак, рубль
(эволюция денег)»
и пр.).
17 ноября -
Как деньги попадают Вознаграждение за частный
Обсуждение, игра
21 ноября
к нам в дом.
«Как потопаешь, так и
труд, заработная плата
родителей, пенсия дедушек и полопаешь»,
бабушек.
ситуационные задачи,
сказка «Трудовые деньги».
24 ноября –
28 ноября
Где живут деньги?
Денежку бережем.
Игра «Денежкин домик»,
Кошельки, копилки, сейфы,
сказка «Где живут
банки, банковские карты и
денежки?», обсуждение.
пр.
16
1декабря –
Как правильно
Способствовать осознанию
Беседа, упражнения.
5 декабря
тратить деньги?
роли денег в жизни людей.
Просмотр мультфильма
Знакомство с персонажем
Гном – эконом.
8 декабря -
Путешествие в
Знакомство с персонажем
Игра «Копилочка»
12 декабря
страну
Финансиком.
Обсуждение.
«Сказочные
финансы»
Город Денежный.
Денежная площадь.
15 декабря -
Город Бюджет.
Доход, расход, семейный
Игра «Ребусы»
19 декабря
Супермаркет
бюджет.
Обсуждение.
«Рублик».
22 декабря -
Экскурсия в театр.
26 декабря
Фермерский рынок
Используем игры с
карточками.
Сказка «Доверчивый
заяц».
«Бартер».
Игра «Сколько?
Город Хитрые
Столько же!»
кредиты.
Обсуждение.
12 января -
Город Копилка.
Используем игры с
Загадки, игра «Каждой
16 января
Город Юный
карточками.
монете своё место».
финансист.
19 января -
Покупаем, продаем, Домашнее хозяйство, главные Исследование: «Что
23 января
обмениваем.
потребности человека,
необходимо человеку для
Потребности и
желания .
желания и капризы.
жизни»
Соотносим потребности,
Игра «Выбираем самое
желания и возможности.
важное», ситуационные
задачи, рассказ «Про
капризного Артема»,
обсуждение
17
26 января 30 января
Где покупают и
продают разные
товары.
Товары предприятия:
Игра «Где, что
магазины, киоски, ларьки,
купить?», обсуждение.
базары, рынки, ярмарки.
2 февраля –
Наша мастерская.
Изготавливаются товары
6 февраля
Стоимость и цена
для ярмарки: рисуем, клеим,
товара.
вырезаем, лепим и пр.
Разбираем цепочку
Творческо-трудовая
деятельность:
Игровое занятие «Сколько
это стоит?»
товар- стоимость-цена.
Определяем стоимость товара
(сделанных поделок:
затраченные материалы, наше
время и наш труд) и
формируем цену.
9 февраля 13 февраля
Дорого, дешево,
Формировать у детей навыки
выгодно-не выгодно.
осуществления покупок,
Игра, просмотр
мультфильма «Как
выбора и принятия
старик корову
финансовых решений.
продавал».
Торговые предприятия:
Обсуждение.
магазины, киоски, ларьки,
базары, рынки, ярмарки.
16 февраля – Сберегаем и
20 февраля
Деньги зарабатываются
Беседа, чтение, игра
экономим.
трудом, и поэтому тратить их «Деньги получил-ерунды
Тратим разумно,
необходимо только с пользой, накупил», загадки:
экономим.
относится к ним бережливо. «Угадай, кто это?».
Бережливый человек всегда
Игра «Открываем
богаче. Воспитываем
бутербродную, закупаем
бережное отношение к труду товар».
и деньгам.
2 марта –
6 марта
Копим и сберегаем. Уясняем: зачем надо копить и Игра «Копим и
сберегать.
сберегаем»,
Обсуждение.
18
10 марта –
Понятие
Развитие понятия «карманные Просмотр
13 марта
«Карманные деньги» деньги». Что с ними можно
делать.
мультфильма, беседа,
дидактическая игра,
проблемный диалог.
16 марта –
Учимся занимать и Знакомимся с понятиями:
20 марта
отдавать.
одалживать, занимать.
Занимаем и
Беседа, ситуативные
задачи, игра «Занять и
одолжить».
одалживаем
23 марта –
Долги
27 марта
Знакомимся с рассказом
Чтение, игра.
Валентины Осеевой «Долг» и
Обсуждаем русские
пословицы:
русской поговоркой «Долги к
земле придавили».
Выясняем, что долг может
быть не только денежным,
Умей взять - умей и
отдать!
Бери, да помни! Не
штука занять,
штука отдать.
В долг брать легко,
а отдавать тяжело.
невыполненные обещания –
это тоже долг.
30 марта 3 апреля
Реклама
Рассказать детям о том, что
Создание детьми
Реклама
реклама – двигатель
собственной рекламы в
(правда и ложь)
торговли.
форме рисунков, текстов,
игр, стихов и пр.
6 апреля –
10 апреля
Богатство и беднос
Выясняем, что не все
Беседа, ситуационные
ть.
продается и покупается,
задачи, игра «Что нельзя
Хочу купить все!
главные ценности (жизнь,
купить?», обсуждаем
мир, друзья, солнце, близкие рассказ «Как Валюша
люди и пр.) за деньги не
бабушке сон покупала».
купишь.
13 апреля –
17 апреля
Наше богатство.
Формируем представление о Читаем и обсуждаем
вечных ценностях: любви,
сказки «Бедные –
доброжелательности,
богатые», «Ум и
милосердии, взаимопомощи, богатство».
который наряду с денежным Игра
благополучием позволяют
19
воспитывать гармоничную
личность.
20 апреля –
Жадность.
24 апреля
Разбираем, что такое
Читаем, обсуждаем,
жадность и почему это
рассказ В.Сухомлинского
плохо для человека.
«Жадный мальчик»,
обсуждаем поговорки:
-Всех конфет не переешь,
всех одежд не
переносишь.
-Сам потонет, а воды не
даст.
-Щедрый бедности не
знает, щедрому весь мир
родня. Проигрываем
ситуации.
5. Оценочные и методические материалы
5.1 Оценочные материалы
Система оценки результатов освоения Программы состоит из входного контроля с
целью корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности
с учетом задач программы и возрастных особенностей обучающихся, и итоговой
диагностики, которая осуществляется на основе планируемых результатов.
С целью
диагностики
начального
уровня
общих представлений
детей
о
потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые
предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо
дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что
они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и
оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия,
стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения
денежных средств. В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей
считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ
результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры
у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
Формы и методы проведения:
20
•
наблюдение
•
беседа
•
открытое занятие
Уровни освоения программы:
5.2. Перечень учебно-методических материалов
1. «Финансовая грамотность» Учебно-методическое пособие. Н.А. Модель. Т Ц
Сфера, 2024.
2. «Финансовая грамота» рабочая программа с методическими рекомендациями
М. Кинеева, В. Кузина. Москва «Просвещение –Союз» 2024.
3. «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного
возраста и родителей» учебно-методическое пособие / Авторы-составители
М.О. Еремина, И.А. Козлова, С.В. Мягкова, С.Ю. Палаткина, Ю.Н. Драпей,
Л.О. Дроздецкая Калининград 2017.
4. «Откуда берутся деньги?» энциклопедия с окошками О. Иванова
Серия «Мир в окошке» Ростов-на-Дону 2022.
21
22
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы
Группа №_____ учебный год 2025 - 2026
№
Фамилия, имя ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
Итоговый показатель по группе
(среднее значение)
Затрудняются в
Дети имеют правильные, Дети на этом уровне
Итоговый показатель
характеристике понятия,
но недостаточно полные
по каждому ребенку
имеют полные и
явления, в распознавании его представления о явлениях правильные образы, легко (среднее значение)
по содержанию, не могут
и процессах,
устанавливают причинноустановить причинно-
происходящих в
следственные связи
экономической жизни.
октябрь
октябрь
май
май
следственные связи
октябрь
май
октябрь
май
I уровень – низкий
Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в
области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в
распознавании его по содержанию, не могут установить причинно - следственные связи,
после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не
обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по
признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой
деятельности.
II уровень – средний
Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими
представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях
и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее,
характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных
связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению
свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку.
Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.
III уровень – высокий
Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных
признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания
характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее
существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне
имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи,
делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий.
Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает
последующий, включаясь в его состав. Диагностика содержит по 3 задания в каждой.