Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности Букварик на 2025-2026 год

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга)

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Приказом заведующего

ГБДОУ детского сада

ГБДОУ детским садом

№ 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Протокол от «28» августа 2025 г. № 1

№ 90 Красносельского района СанктПетербурга
от «28» августа 2025 г. № 35-ад

Принято с учетом мнения:
Совета родителей (законных представителей) воспитанников
протокол от «28» августа 2025 г. № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БУКВАРИК»
для обучающихся 5-6 лет
Срок освоения: 1 год

Автор - разработчик:
Шевела Т.Н.

Санкт - Петербург

2025
Содержание
1. Пояснительная записка .......................................................................................................2
1.1. Направленность программы………………………………………….............................3
1.2. Адресат программы……………………...………………………………........................3
1.3. Актуальность реализации программы……...……………..............................................3
1.4. Отличительные особенности……………….……………………..…….........................3
1.5. Уровень освоения программы…………...………………………...................................4
1.6. Объем и срок освоения Программы………………………………….............................4
1.7. Цель и задачи Программы……………………………………………….…....................4
1.8. Планируемые результаты ………………………….........................................................5
1.9. Организационно -педагогические условия реализации Программы…........................5
2.Учебный план………………………………………………………………….....................8
3. Календарный учебный график реализации Программы на 2025/2026 учебный год…..9
4. Рабочая программа…………………………………………………………........................9
4.1. Цель и задачи рабочей программы……....……………...……………….....................10
4.2. Планируемые результаты обучения……..………………………………....................11
4.3. Принцип рабочей программы……………………………..…..…………....................11
4.4. Описание образовательной деятельности…………………………………................11
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их
образовательных потребностей и интересов….................................................................................12
4.5.1. Методические приёмы обучения…………………………………………................12
4.5.2. Методы и приёмы по реализации задач рабочей программы…………..................12
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся ………………………................13
4.6 Календарно –тематическое планирование………………………………….................13
5.Оценочные и методические материалы ……………………………………..................18
5.1. Оценочные материалы……………………………………………………...................17
5.2. Перечень учебно-методических материалов…………………………........................19
Приложение. Диагностические материалы …………………………………….................20

I. Пояснительная записка
Программа «Букварик» разработана в соответствии с нормативно правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р;
3.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

до

2030

года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р;
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №

629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №

114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления

образовательной

образовательную

деятельность

образовательным

программам

программам

деятельности
по

организациями, осуществляющими

основным общеобразовательным

среднего профессионального

профессионального обучения,

дополнительным

программам,

образования,

основным

общеобразовательным

программам;
6.
467 «Об

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;
7.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
8.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
9.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм

СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
10.

Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 90 Красносельского района Санкт -Петербурга (далее - ДОУ);
11.

Лицензия

78ЛО3

№

0002675

(бессрочная)

на

право

осуществления

образовательной деятельности, выдана 10.06.2019 г., рег. № 3864.
1.1. Направленность Программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Букварик» имеет социально гуманитарную направленность. Программа направлена на формирование навыка слитного
чтения слогов и слов, чтения предложений и текстов с пониманием прочитанного.
1.2. Адресат Программы
Программа ориентирована на обучающихся старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
1.3. Актуальность реализации Программы
Чтение – очень сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют
различные мозговые структуры. Это один из сложнейших навыков, освоить который,
необходимо каждому человеку. В среднем, мозг ребёнка созревает к обучению чтению к 5ти
годам. Благодаря тому, что ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, научить читать
можно быстро и легко. С помощью специальной, обучающей игры можно работать над
техникой чтения, над понятийной составляющей. А главное, игровой подход зарождает интерес
к чтению, желание читать, любовь к книгам, как источнику знаний. Знакомить малышей с
грамотой нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. Давно признано,
что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного
стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке
времени от рождения до шести -семи лет. Ранее чтение является одним из лучших способов
такого стимулирования. Да и тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей
чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования,
расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки,
интеллектуального развития, умеющего читать. Ребёнок, который научился читать, более
успешен в школе и чувствует себя увереннее.
1.4. Отличительные особенности Программы

Отличительная особенность данной Программы состоит в её практической
значимости: возрастает преднамеренность, целенаправленность психических процессов; у
дошкольников 5-6 лет отмечается развитие слуховых ощущений. Дети начинают лучше
различать звуки речи, что позволяет педагогу формировать фонематический слух ребёнка, а это
является главным компонентом успешного обучения чтению.
1.5. Уровень
Общекультурный.
1.6. Объем и срок освоения Программ
Программа рассчитана на год. Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю.
Максимальный объем программы: 30 часов в год.
Срок реализации программы: 30 недель, с октября по май.
1.7. Цель и задачи программы.
Цель: раннее овладение чтением дошкольниками, быстрое освоение техники чтения,
расширение словарного запаса; создание условий для осмысленного и осознанного чтения,
воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие:


Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и
небольшими предложениями.



Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к
чтению, поощрять ответы детей.



Работать по трём единицам речи: звуку, слову, предложению.



Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в
конце).



Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам
на материале алфавита.



Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово»,
«предложение».



Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.



Учить делить слова на слоги.



Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.



Учить писать слова с помощью графических изображений.



Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.



Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

Развивающие:


Формировать устную речь детей. Обогащать словарный запас, развивать
коммуникативные способности на основе общения



Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывающие:


Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.8. Планируемые результаты
К концу года у обучающихся:
-

улучшается произношение, так как постоянное проговаривание слов по слогам

способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
-

обогащается словарный запас;

-

ребёнок, умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли,

что знания он может добавить сам, из книг;
-

дети, которые научились читать рано, читают книги с большим удовольствием;

-

ранее чтение влияет на грамотность.

1.9. Организационно -педагогические условия реализации Программы
Язык реализации
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации - русском.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации
Модульный принцип представления содержания Программы и построения учебных
планов. Каждое занятие сопровождается конкретными инструкциями по основным частям
чтения (фонематическое восприятие, фонетика, беглость, словарный запас и понимание).
Условия набора и формирование групп
Для обучения по данной Программе принимаются обучающиеся от 5 до 6 лет. Набор
в группы осуществляется на основе желания обучающихся и договора с родителями.
Количество обучающихся в каждой группе формируется с учётом санитарных норм, но не
более

10

человек,

что

позволяет,

с

одной

стороны,

обеспечить

достаточный

коммуникативный потенциал занятий, а с другой стороны – повысить эффективность
обучения и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Формы организации и проведения занятий
Формы организации деятельности обучающихся:
-

групповые;

-

подгрупповые,

включающие

в

себя

совместные

действия,

общение,

взаимопомощь в парах для выполнения определённых задач. Задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (подгруппы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости от цели
деятельности и желания детей);
индивидуальные,

-

организуется

для

осуществления

индивидуального

и

дифференцированного подхода к обучающимся.
Продолжительность учебных занятий установлена с учётом возрастных особенностей
обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными правилами,
утверждёнными СанПин для детей 5-6 лет: 25 мин.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по Программе строятся по следующей структуре:
1. Вводная часть: загадка, беседа;
2. Основная часть: знакомство со звуками, чтение слогов, работа в тетрадях.
3. Заключительная часть: игра.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, У, О,
потому что они хорошо слышны в начале слова, середине и конце.
Далее знакомятся с согласными. Затем переходят к чтению слогов, коротких слов.
Далее учатся читать слоги и постепенно переходят к чтению слов, коротких
предложений.
Все занятия проходят в доступной игровой форме.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет воспитатель.
Материально - техническое оснащение
Занятия проходят в отдельных кабинетах с оснащением каждого.
Оборудование и инвентарь:

1.


стол педагога – 1 шт.



столы детские –4 шт.



стулья детские – 8шт.



ноутбук для педагога -1 шт.

Учебно-методический материал:

2.


дидактические игры «Рыбалка» - 16 игр.



слоговая таблица - 1 шт.



тетради-8 шт.
2.Учебный план
Учебный план 2025-2026 год обучения

№

1

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

программы

Всего

Теория

Практика

Неречевые и

4

2

2

Наблюдение, беседа

речевые звуки
2

Гласные буквы

5

2

3

Наблюдение, беседа

3

Соединяем буквы.

10

2

8

Наблюдение, беседа

Читаем слоги.
4

Читаем слитно

7

-

7

Наблюдение, беседа

5

Читаем

4

-

4

Наблюдение, беседа

30

6

24

предложения с
изученными
буквами
Итого:
Итоговое занятие

Открытое занятие

УТВЕРЖДЁН
Приказом заведующего ГБДОУ детским садом № 90 Красносельского района СанктПетербурга от «28» августа 2025 г. № 35-ад

3. Календарный учебный график реализации Программы
на 2025/2026 учебный год
Год

Группа

обучения

Дата начала

Дата

Всего

обучения по окончания учебных
программе обучения по

Количество

Режим

учебных

занятий

недель

часов

30

30

программе
1 год

Затейники

14.10.2025г

26.05.26г.

1 р/нед.25
мин

1год

Звездочки

16.10.2025г

28.05.26г.

30

30

1 раз /нед 25
мин

4. Рабочая программа
4.1. Цель и задачи рабочей программы
Цель: раннее овладение чтением дошкольниками, быстрое освоение техники чтения,
расширение словарного запаса; создание условий для осмысленного и осознанного чтения,
воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие:


Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и
небольшими предложениями.



Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к
чтению, поощрять ответы детей.



Работать по трём единицам речи: звуку, слову, предложению.



Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в
конце).



Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам
на материале алфавита.



Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово»,
«предложение».



Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.



Учить делить слова на слоги.



Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.



Учить писать слова с помощью графических изображений.



Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.



Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

Развивающие:


Формировать устную речь детей. Обогащать словарный запас, развивать
коммуникативные способности на основе общения



Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывающие:



Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4.2. Планируемые результаты обучения
К концу года у обучающихся:


улучшается произношение, так как постоянное проговаривание слов по слогам
способствует тому, что речь ребёнка становится чище;



обогащается словарный запас;



ребёнок, умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли,
что знания он может добавить сам, из книг;



у ребёнка сформирован навык уверенного и осознанного чтения, развит
фонематический слух;



дети, которые научились читать рано, читают книги с большим удовольствием;



ранее чтение влияет на грамотность.



владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия
букв.



различать гласные, твёрдые и мягкие согласные.



правильно ставить ударение в знакомых словах.



правильно читать слова, состоящие из 1-3 слогов.



плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

4.3. Принцип рабочей программы:
Программа соответствует следующим принципам:
-

принцип научного подхода - подкрепление всех форм обучения научно

обоснованными и практически адаптированными методиками.
-

принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного

отношения к каждому воспитаннику;
-

принцип индивидуализации дифференциации обучения, развитие творческого

потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
-

принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязи

взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
-

поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.

-

принцип

демократизации,

предусматривающий

сотрудничества

ребёнка

с

взрослым.
-

Здоровье сберегающий принцип. Количество и время проведения занятий

соответствует возрасту детей.

принцип

-

наглядности:

иллюстративное(наглядное)изображение

изучаемых

объектов и понятий способствует формированию более полных и чётких образов и
представлений в сознании дошкольников.
принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого

-

материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям.
4.4. Описание образовательной деятельности
Структура занятия
Занятие состоит из следующих структурных компонентов:
I.

Вводная часть (4-5 минут): приветствие, загадка.

II.

Основная часть (15-16 минут): знакомство со звуками, чтение слогов.

III.

Заключительная часть. (5 минут): игра.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, У, О,
потому что они хорошо слышны в начале слова, середине и конце.
Далее дети знакомятся с согласными, затем переходят к чтению слогов, коротких
слов.
Далее воспитанники учатся читать слоги и постепенно переходят к чтению слов,
коротких предложений.
Все занятия проходят в доступной игровой форме.
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
специфики их образовательных потребностей и интересов
4.5.1. Методические приёмы обучения
1) Загадка – настраивает на сюрпризный момент, способствует развитию воображения.
2) Игровые приемы. Использование игрушек, дидактических упражнений делают
занятия более продуктивными, повышают активность обучающихся, развивают воображение,
образное мышление, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3) Вопросы к обучающимся активизируют их мышление и речь.
4) Словесная оценка педагогом в зависимости от подготовленности и индивидуальных
особенностей обучающихся.
4.5.2. Методы и приёмы по реализации задач рабочей программы

Игровой метод:


дидактические игры и упражнения;



пальчиковая гимнастика

Словесный метод:


беседы, обсуждения,



Нейро - гимнастика,



дидактические игры.

Наглядный метод:


Наглядно-слуховой метод (слоговые таблицы, буквы, ребусы)



Наглядно - зрительный (слоговые таблицы).

Практический метод: дидактические игры, чтение.
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся
В возрасте 5-6 лет продолжается совершенствоваться звуковая культура стороны
речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в
сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи,
богаче становится лексика.
4.6 Календарно –тематическое планирование
Период

Тема

Содержание

Формы работы

13

Водное занятие.

Знакомимся с отличиями гласных

Беседа о звуках

октября -

Знакомство с буквами

и согласных звуков. Чётко

Демонстрация

17

А, У

произносить звук, кратко,

пособий и игр.

октября

длительно, тихо и громко.

20 октября Чтение слогов МА

Активизация знакомых звуков.

- 24

МО МУ

Игры «Рыбалка»

Составление и чтение слогов с

октября

детьми.

27 октября

Знакомство

– 31

буквой

октября

слогов СА СО СУ

С.

с
Чтение

Знакомство со звуком и буквой

Игры «Рыбалка»,

С. Учить определять наличие

«Поймай звук»

звука «С» в словах. Подбирать
слова, в которых есть звук «С».
Соединяем буквы - читаем
слоги»

10 ноября -

Чтение слогов АМ ОМ

Продолжаем соединять

Таблица

14 ноября

УМ АС ОС УС

звуки -читаем слоги.

«Гласные,
согласные звуки»

17 ноября -

Учимся определять 1й

Учимся определять звук «С» «М»

Наглядный

21 ноября

звук в слове. Учимся

и гласные «О» «А» «У» в словах.

материал

определять количество

–

картинки.

слогов в слове
24 ноября

Знакомство с буквой Х.

Знакомство с согласным звуком

Игра «Рыбалка -

– 28

Чтение слогов ХА, ХО,

«Х».

слоги»

ноября

ХУ, АХ, ОХ, УХ

Учиться определять наличие звука
«Х» в словах. Учиться узнавать
букву «Х».
Слияние «ХА», «ХО», «ХУ»,
«УХ», «АХ». «ОХ».

1 декабря

Чтение слогов из 3х

Практическое задание. Читаем

- 5 декабря

букв ХАМ ХОМ ХУМ.

слоги.

Таблица. Игра
«Рыбалка кубики»

8 декабря -

Чтение слогов МАХ

Составление и чтение слогов с

Дидактические

МОХ МУХ

детьми.

игра «Живые

12 декабря

буквы», Беседа,
Работа в тетрадях.

15 декабря

Чтение слогов САХ

Продолжаем учиться соединять

Игра «Рыбалка-

-

СОХ СУХ.

буквы -читаем слоги.

ребусы»

19 декабря

Ребусы

Знакомство с ребусами -

Таблица с

отгадывание ребусов.

ребусами.
Игра «Отгадай
слово по первому
звуку»

22 декабря

Знакомство с буквой Р.

Знакомство с согласным звуком

Игра

-

Чтение слогов РА РО

«Р» в словах. Учимся узнавать

«Вагончики».

26 декабря

РУ Чтение слов ОСА

букву «Р»

Тетради.

УХО СОР ХОР

Слияние «РА» «РО» «РУ» РЫ»

12 января -

Чтение слов ОСА УХО

16 января СОР ХОР

Повторение

гласных

звуков. Тетради с

Продолжаем читать слова.

упражнениями.
Игра «Рыбалкаслова»

19 января -

Чтение слов МАМА

Читаем слитно.

Игра «Рыбалка -

РОМА РОСА РА-МРА

слоги и слова»

23 января

РО-МРО-РУ-МРУ

26 января -

Учимся определять

30 января

количество слогов в

звук».

слове.

Тетради

Учимся делить слова на слоги.

Игра

«Найди
с

упражнениями
2 февраля

Знакомство с буквой

Знакомство с согласным звуком

Игра «Рыбалка-

–6

Ш. Чтение слогов ША

«Ш».

слоги»

февраля

ШО ШУ

Учиться определять наличие звука
в словах.

9 февраля

Чтение слогов АШ ОШ

Продолжаем соединять буквы,

Таблица «гласные

– 13

УШ

соединяем слоги.

-согласные»

16 февраля

Чтение слов ШАР

Соединяем

– 20

ШУМ

слоги.

слова-слоги»

24 февраля

Чтение слогов МА-

Читаем слитно. Развиваем навык

Игра «Живые

– 27

ШМА МО-ШМО МУ-

чтения слогов - пополняем

буквы»

февраля

ШМУ

словарный запас.

Работа в тетрадях.

2 марта –

Знакомство с буквой

Знакомство с согласным звуком

6 марта

Ы. Чтение слогов МЫ

«Ы»

февраля
буквы,

соединяем Игра «Рыбалка-

февраля

СЫ ХЫ РЫ

Игра «Живые
буквы»

Учиться определять наличие звука
«Ы» в словах.

10 марта –

Чтение слов СЫР ШАР

Учимся узнавать букву «Ы».

Игра «Закончи

13 марта

ХОР.

Подбирать слова, в которых есть слово», слоговая

Рифмы.

звук «Ы»

таблица, карточки

Знакомство с рифмами.

с рифмами, игра
«Подбери рифму»

16 марта –

Звук в слове: начало –

Определять местонахождение

Ига с прищепками

20 марта

середина - конец

звука в словах.

«Найди

звук

в

слове»

23 марта –

Вставь

27 марта

слово

пропущенное Закреплять гласные и согласные

Карточки.

звуки. Учить детей находить
заданный звук, слово.

30марта –

Знакомство с буквой

Знакомство с согласным звуком

3 апреля

Л.. Чтение слогов ЛА

«Л»

Игра «Живые

ЛО ЛУ ЛЫ

Учиться определять наличие

буквы»

звука «Л» в словах. Чтение
слогов.
6 апреля –

Чтение слов

Закрепить навыки чтения слогов

«Живые буквы»,

10 апреля

МАМА, РО-МА,

«Вставь

РО-СА РА-МРА

пропущенную

РО-МРО, РУ-МРУ

букву»

13 апреля

Учимся определять

Учить детей делить слово на слоги

Карточки,

– 17

количество слогов в

разными способами

«Рыбалка»

апреля

слове.

20 апреля-

Знакомство с буквой Н.
Чтение слогов НА НО
НУ НЫ

Познакомиться со звуком и буквой Карточки.
Н.

27 апреля -

Чтение слогов НА-

Продолжаем закреплять навыки

Карточки «Поймай

30 апреля

МНА НО-МНО НУ-

чтения открытого слога

слог и найди

24 апреля

Чтение слогов со звуком Н

МНУ НЫ-МНЫ

нужную картинку»

4 мая - 8

Скороговорки.

Познакомить детей с понятием

мая

Определяем первый

«скороговорка», продолжать

звук в слове

определять звуки в слове

12 мая - 15

Учимся читать

Закрепить понятие

мая

предложения

«предложение», отрабатывать

Плакаты

Книжка-малышка

навыки чтения.
18 мая - 22
мая

Интонация в
предложениях: ! . ?

Игра

Карточки с
Познакомить детей с
повествовательной,

текстом

Чтение предложений

вопросительной и
восклицательной интонацией.

25 мая - 29
мая

Итоговое занятие

Закрепить понятие «буква - звук-

Игры «Рыбалка»,

слово- предложение»

ребусы, д. игра с

Фонематический разбор слова,

прищепками

определять местонахождения

«Найди ошибку»,

звука в слове, закреплять навыки

карточки -

чтения.

самолёты.

5. Оценочные и методические материалы
5.1. Оценочные материалы
Система оценки результатов освоения Программы состоит из входного контроля с целью
корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности с учетом
задач программы и возрастных особенностей обучающихся, и итоговой диагностики, которая
осуществляется на основе планируемых результатов.
Формы и методы проведения:


наблюдение



беседа



открытое занятие
Виды контроля

Форма проведения

Сроки

Текущий

Наблюдение.

В течении года

Дидактические игры.
Систематическое повторение
пройденного материала на
последующих занятиях.
Начало года

Игры, упражнения

Октябрь -ноябрь

По итогам обучения

Игры, упражнения

Май

5.2. Перечень учебно-методических материалов
1. Бортникова Е. Ф. Проверяем готовность ребёнка к школе (для детей 6-7 лет). Тетради 1, 2.
– Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литру, 2009. – 32с.
2. Волина В.В. Праздник Букваря /В.В. Волина. - МАСТ - ПРЕСС, 2009. – 334с.
3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.
Метод. пособие /Н. В. Дурова. – М.: Издательство «Мозаика Синтез»,2006. – 90с.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты / М.Н. Ильина. –
СПб.: Питер, 2006. – 205с.

5. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве» / Е.В. Колесникова– М.: Ювента, 2016. 48 с. 6. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите играя/ А.И. Максаков, Г.А. Туманова – М.:
Просвещение, 2003.– 144с.
7. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте: метод. пособие/ Н.В.
Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис -пресс, 2007. – 112с.
8. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу /Художник Г. В.
Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы
Критерии оценки по программе «Букварик»
Опираясь на критерии оценки, предложенные О.С. Ушаковой, С.М. Струниной и
Т.П. Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению
чтению.
Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.
1.

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Педагог задаёт ребёнку вопросы: 1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно
(называет звуки). 2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги). 3. Что я назвала сейчас?
(называет слова). 4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение). Оценка результатов:
1. Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
3. Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
2.Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1. Что я сейчас проговорила?
2. Сколько слов в предложении?
Оценка результатов:
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
3.Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двух сложное, трёх сложное, одно сложное слово и
предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.
Оценка результатов:
Низкий уровень –ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования: подготовить карточки размером 3х2 см, на которых
написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно
будет составить 11слов).
Проведение исследования: Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы
с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а
мы с тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования: подготовить картинки с изображением предметов: мак,
мост, кукла, сорока, картина, черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования: Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед
ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д. По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему
слова (при первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на
слух).
Оценка результатов:
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать
какой это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Оценка результатов:
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
7.Владеет чтением.

Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать
предложение из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений, связанных по смыслу.
Оценка результатов:
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам, ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.

Группа №___________________ учебный год 2025-2026
Ф.И.
ребенка
№

1.Различает
понятие
«звук», «слог»,
«слово»,
«предложение»

октябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итоговый результат по
группе (средний
показатель)

май

2.Может
разделить
простое
предложение на
слова с
указанием их
последовательно
сти
октябрь
май

3.Делит слова 4.Составляет
на слоги
слова из слогов

5.Производит
звуковой
анализ слова

6.Дифференцир
ует звуки

октябрь

октябрь

октябрь

май

октябрь

май

май

май

7.Владеет
чтением

октя
брь

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».