АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга)
УТВЕРЖДЕНА
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада
№ 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Протокол от «28» августа 2025 г. № 1
Приказом заведующего
ГБДОУ детским садом
№ 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга
от «28» августа 2025 г. № 35-ад
Принято с учетом мнения:
Совета родителей (законных представителей) воспитанников
протокол от «28» августа 2025 г. № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
для обучающихся 4-5 лет
Срок освоения: 1 год
Автор-разработчик:
Шаяхметова А. Н.
Санкт-Петербург
2025
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………3
1.1. Направленность Программы ……………………………………………………………4
1.2. Адресат Программы ……………………………………………………………………..4
1.3. Актуальность реализации Программы …………………………………………………4
1.4. Отличительные особенности Программы ……………………………………………...4
1.5. Уровень освоения Программы ………………………………………………………….4
1.6. Объем и срок освоения Программы ……………………………………………………4
1.7. Цель и задачи Программы ………………………………………………………………4
1.8. Планируемые результаты ………………………………………………………………..5
1.9. Организационно - педагогические условия реализации Программы ……………..….6
2. Учебный план ………………………………………………………………………………7
3. Календарный учебный график реализации Программы на 2025/2026 учебный год…...8
4. Рабочая программа………………………………………………………………………...10
4.1. Цели и задачи рабочей программы …………………………………………………….10
4.2. Планируемые результаты обучения …………………………………………………....11
4.3. Принципы рабочей программы………………………………………………….……....12
4.4. Описание образовательной деятельности ………………………..……………………12
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их
образовательных потребностей и интересов …………………………………………………………13
4.5.1. Методические приемы обучения ……………………………………………………..13
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы ………………………13
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся …………………………………...14
4.6. Календарно – тематическое планирование …………………………………………….15
5. Оценочные и методические материалы ………………………………………….………..17
5.1. Оценочные материалы……………………………………………………………………17
5.2. Перечень учебно-методических материалов……………………………………………19
Приложение. Диагностические материалы ……………………………………………….....20
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Ритмическая мозаика» — это дополнительная общеразвивающая программа,
которая разработана на основе программы Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»: Программы по
ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и в соответствии
со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030
года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 N 114 "Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательную
образовательной
деятельность
деятельности
по
основным
организациями,
осуществляющими
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей".
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 N
652н
"Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 "Об организации и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания".
Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта
"Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических
рекомендаций".
Распоряжения Комитета образования от 25 августа 2022 года N 1676-р «Об утверждении
критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными
предпринимателями Санкт-Петербурга».
1.1. Направленность Программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика»
(далее Программа) имеет художественную направленность.
1.2. Адресат Программы
Программа ориентирована на обучающихся среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Важно физическое здоровье обучающихся, отсутствие медицинских противопоказаний.
1.3. Актуальность реализации Программы
Программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим
внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на
развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к
импровизации в движении под музыку, требующих свободного и осознанного владения телом, что
обуславливает ее актуальность и практическую значимость.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительная особенность программы в том, что музыкальное движение способствует
психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного
(«музыкального»)
инструмента
у
детей
развивается
слух,
потребность
в
импровизационном движении под музыку.
1.5. Уровень освоения Программы
Общекультурный
1.6. Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на год.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю.
Максимальный объем программы: 25 часов в год.
Срок реализации программы: 25 недель, с октября по апрель.
1.7. Цель и задачи Программы
Цель Программы — целостное развитие ребенка, формирование средствами музыки и
ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи
Обучающие:
Обогащение двигательного опыта различными видами движений.
Обучить элементам музыкальной грамоты.
Познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Побуждение к импровизации под музыку, сочинение собственных композиций из
знакомых движений.
Развивающие:
Развитие музыкальности:
Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и
характер, понимать ее содержание.
Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха чувства
Развитие музыкальной памяти.
ритма.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие ловкости, точности, координации движений.
Развитие гибкости и пластичности.
Формирование правильной осанки, красивой походки.
Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под
музыку;
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации в движении.
Оздоровительные задачи:
Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.
Формирование правильной осанки, красивой походки.
Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения,
сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Воспитательные:
Воспитать культуру поведения и общения.
Воспитать умение ребенка работать в коллективе.
Воспитывать чувство ответственности, трудолюбия.
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирования чувства
такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
1.8. Планируемые результаты
Эффект воздействия на детей «Ритмической мозаики» на разных этапах работы с ними идёт
по возрастающей линии в направлении всё большего раскрепощения тела и духа ребёнка, поскольку
способствует развитию творческого потенциала личности. Это направление находит выход сначала
в подражающей деятельности детей, затем в создании ими собственных ритмичных композиций.
На основе глубоких физиологических изменений в организме ребёнка происходит перестройка его
эмоционального фона, ребёнок приобретает жизнерадостность, уверенность в себе, что становится
прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.
В результате изучения курса дошкольник:
Знает:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, топающим шагом, с высоким
подниманием
колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме;
бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички»,
«ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый («бежим по горячему песку»);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, прямой галоп, легкие поскоки.
плясовые движения – элементы народных плясок (поочередное выставление ноги на
пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседания «пружинка»
и т.д.).
Умеет:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться
в пары друг за другом, в колонну, в несколько кругов;
передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм;
умеет выражать эмоции в мимике и движении (например, «девочка обиделась»
«собачка радуется» и т.д.)
Имеет понятие:
о правильной осанке, красивой походке;
о развитии внимания, памяти;
об умении исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях;
о том, как вести себя в группе: пропускать старших впереди себя, как пригласить
девочку на танец и проводить ее на место (мальчикам).
Имеет навыки:
интереса и любви к музыке и движениям под музыку в свободных играх;
быть ритмичным и выражать музыкальные впечатления в пластических движениях.
коллективного творчества;
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса
«взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость.
1.9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации - русский.
Форма обучения: очная.
Особенность реализации Программы
Занятия по Программе строятся по следующей структуре:
1. Вводная часть: разминка.
2. Основная часть: «Азбука движения», этюды, танцы, веселая растяжка, пальчиковые игры.
3. Заключительная часть: танец-игра, музыкально - подвижная игра.
Условия набора и формирования групп
Для обучения по данной Программе принимаются воспитанники от 4 до 5 лет. Набор в
группу осуществляется на основе желания обучающихся и договора с родителями. Количество
обучающихся в группе формируется с учетом санитарных норм, но не более 12 человек, что
позволяет, с одной стороны, обеспечить достаточный коммуникативный потенциал занятий, а с
другой стороны – повысить эффективность обучения и обеспечить индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Формы организации занятий: фронтальная: работа педагога со всеми учащимися
одновременно (беседа, показ, объяснение).
Форма проведения занятий – аудиторная, традиционная, занятие-игра с элементами
учебной деятельности.
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность одного занятия 20 минут
с обучающимися среднего возраста (4 - 5 лет) один раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет музыкальный руководитель Шаяхметова А. Н.
Материально-техническое оснащение Программы
Занятия с обучающимися проводятся в музыкальном зале, который оборудован
необходимой мебелью, техническими средствами (СD – проигрывателем, телевизором,
ноутбуком), оборудованием (мячи, ленты, султанчики, мягкие игрушки для сюжетных занятий,
раздаточный материал по «временам года» листики, цветы, снежинки, дождики; флажки.
Необходимы индивидуальные коврики.
2. Учебный план
№
Раздел программы, тема
Количество учебных часов
Всего
Теория
Формы контроля
Практика
1.
Вводное
1
1
-
Наблюдение, беседа
2.
Осенняя прогулка
3
1
2
Наблюдение, беседа
Входящий контроль
3.
Запасливые зверушки
4
1
3
Наблюдение, беседа
4.
Снежные дорожки
3
1
2
Наблюдение, беседа
5.
Веселые ножки
3
1
2
Наблюдение, беседа
6.
Веселые ручки
3
1
2
Наблюдение, беседа
Здравствуй весна!
3
1
2
Наблюдение, беседа
Любимые танцы
3
1
2
Наблюдение, беседа
Подготовка к встрече
1
0
1
Итоговый контроль
Встречаем дорогих гостей
1
0
1
Открытое занятие
ИТОГО:
25
8
17
7.
8.
9.
дорогих гостей
10.
УТВЕРЖДЕН
Приказом заведующего ГБДОУ детским садом № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга
от «28» августа 2025 г. № 35-ад
3.Календарный учебный график реализации Программы
на 2025/2026 учебный год
Год
обучени Группа
я
1 год
Дата начала
Дата
обучения по
окончания
программе
обучения по
Всего
Количество
учебных учебных часов
недель
Режим
занятий
программе
16.10.2025г.
30.04.2025г.
25
25
1р/нед.
20мин.
4. Рабочая программа
4.1
Цель и задачи рабочей программы
Рабочая программа позволяет в условиях дошкольного образовательного учреждения через
дополнительное образование:
ориентировать на творческое развитие обучающихся,
способствовать получению знаний в области музыкально –ритмических движений,
формировать навыки в танцевальных движениях.
Цель Программы — целостное развитие ребенка, формирование средствами музыки
и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи рабочей программы:
Обучающие:
Обогащение двигательного опыта различными видами движений.
Развивающие:
Развитие музыкальности:
Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные
оттенки настроения (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное,
торжественное, беспокойное и т. д.) развитие музыкальной памяти.
Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп,
динамику, метроритм.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на
четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки 1", "птички", "ручейки"
и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "'горячему песку");
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп "лошадки".
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на
гибкость, плавность движений.
Имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая
лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения,
например, "обида --прощение — радость";
Плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, полуприседания и
полуприсядка для мальчиков и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько
кругов.
Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
развитие
воображения,
фантазии,
умения
самостоятельно
находить
свои,
оригинальные движения, характеризующие музыку и пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой
— развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и
двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх,
удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась",
"Девочка удивляется» и др.;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в
различных темпах и ритмах;
развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой,
зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а
также в рисунках и в словесном описании.
Воспитательные:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если
кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время
движения);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрос-
лыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди
себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить се на место, извиниться, если
произошло нечаянное столкновение и т.д.
4.2.Планируемые результаты
После одного года обучения занимающиеся дети умеют:
Передавать динамику настроения, например, "обида --прощение — радость".
Передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
метроритм.
Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения
(контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, беспокойное
и т. д.).
Владеют навыками ходьбы — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим
шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и
ритме, ходьба на четвереньках; бега — легкий, ритмичный, передающий различный образ
("бабочки1", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "'горячему песку");
прыжков — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки".
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в
пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку.
Самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать характеризующие
музыку пластический образ.
Самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
Выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида
и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка
удивляется» и др.
Вести себя в группе во время движения, сформированы культурные привычки в процессе
группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам умеет
пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т. д.
4.3. Принципы рабочей программы
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип доступности и индивидуализации. Учитываются возрастные особенности
и возможности ребёнка, определяются посильные для него задания.
Принцип постепенного повышения требований. Перед ребёнком ставятся более
трудные новые задания, постепенно увеличивается объём и интенсивность нагрузок.
Принцип систематичности. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
Принцип сознательности и активности. Обучение опирается на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
Принцип
повторяемости
материала.
Хореографические
занятия
требуют
повторения вырабатываемых двигательных навыков.
Принцип психологической комфортности. Создаётся образовательная среда,
обеспечивающая не только снятие всех стресс образующих факторов, но и переживание радости,
чувства удовлетворения, увлечённости деятельностью.
Принцип деятельности. Дети осваивают новые движения, приобретают новые
навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного чувственного
опыта, преодоления посильных затруднений в выполнении музыкально-ритмических упражнений.
Принцип минимакса. Разноуровневое музыкально-ритмическое развитие детей в
соответствии со своими природными и возрастными возможностями.
Вариативность. Детям предоставляется возможность выбора степени форм
активности в различных видах музыкально-ритмической деятельности.
Принцип
творчества.
Обеспечивается
возможность
для
каждого
ребёнка
приобретения собственного опыта творческой деятельности.
Непрерывность. Обеспечиваются преемственные связи между содержанием
музыкально-ритмического образования в детском саду и в начальной школе.
позволяет
Интеграция образовательных областей. Музыкально-ритмическая деятельность
интегрировать
практически
педагогических целей и задач.
все образовательные области
в
зависимости от
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса. Предполагает
организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе
игровых тематических проектов.
4.4. Описание образовательной деятельности
Предусмотренные в программе занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих
видах деятельности. Активное использование игровой деятельности для организации
творческого процесса, значительная часть практических занятий.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.
Подготовительная часть — 3 - 5 минут. Задачи этой части занятия — подготовить
организм ребёнка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и
эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
2.
Основная часть — большая часть времени и длится 10-12 минут. В ней решаются
задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные
комплексы упражнений, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается
согласованность движений с музыкой.
3.
Заключительная часть — 5 минут. Задачи этой части занятия — восстановить силы
организма детей после физической нагрузки.
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики
их образовательных потребностей и интересов
4.5.1. Методические приемы обучения
1) Загадка – настраивает на сюрпризный момент, способствует развитию воображения.
2) Показ презентации, пояснения. Пояснения, сопровождающие показ, разъясняют смысл,
содержание презентации. Если занятие состоит из продолжения первого занятия, объяснения могут
быть и без показа.
3) Игровые приемы. Использование игрушек, дидактических упражнений делают занятия
более продуктивными, повышают активность обучающихся, развивают воображение, образное
мышление, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
4) Вопросы к обучающимся активизируют их мышление и речь.
5) Словесная оценка педагогом в зависимости от подготовленности и индивидуальных
особенностей обучающихся.
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы
Словесный
метод.
Включает
разъяснение,
пояснение,
вопросы,
беседы,
художественное слово.
Наглядный метод. Предполагает показ движений, просмотр видеозаписей, показ
иллюстраций.
Слуховой метод. Включает анализ средств музыкальной выразительности, слушание
музыки, сравнение, сопоставление.
Практический
метод.
Предполагает
самостоятельную
деятельность,
игру,
упражнения, творческие домашние задания.
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся
Дети 4-5 лет овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной
координации. Они учатся ориентироваться в пространстве, находить свободное место в зале,
перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. Также они могут исполнять знакомые
движения в различных игровых ситуациях, подбирать оригинальные движения, характеризующие
пластический образ.
4.6. Календарно – тематическое планирование
Тема занятия
Период
Цели и задачи, краткое содержание
занятия
Формы работы
№
Теория
п/п
1
2
3
4
1
Диагностика уровня Выявление уровня музыкального и Диагностировать
музыкальнопсихомоторного развития ребенка
умения детей
двигательных
способностей детей
на начало года
2.
Социализация
детей,
развитие
нравственно-коммуникативных
навыков, способности к вербальному и
невербальному общению с взрослыми
и
сверстниками.
Развитие
музыкальной памяти, обогащение
музыкально-слуховых представлений.
Рассказать детям
как нужно вести
себя в музыкальном
зале.
Познакомится
с
детьми.
Рассказать
про
время года осень.
Просмотр
и
обсуждение
картинок «Осень»
Запасливые
Развитие музыкального восприятия:
зверушки
умение отражать в движениях
(ноябрь 4-7 занятие) характер
музыки:
«спокойный»,
«осенний».
Развитие слухового внимания и
тембрового
слуха.
Закрепление
умения двигаться в соответствии с
метрической пульсацией.
воспитание
потребности
к
самовыражению в движении под
Объяснить детям,
для чего нужна
разминка,
как
правильно
ее
выполнять.
Осенняя прогулка
(октябрь1-3
занятие)
3.
Практика
5
Выполнение обычных и
специально
подобранных
движений (на основе
репертуара
из
«Ритмической
мозаики»)
Разучить
движения
разминки: «Зверушки
на
опушке»,
коммуникативный
танец «Танцуем в
паре»
Выполнить
упражнения
«Бегаем,
хлопаем,
топаем»,
«Птички
летают,
птички
спят»
Музыкальноритмический материал
6
Использование специально
подобранных заданий для
диагностики
уровня
музыкально-двигательных
способностей детей
«Зверушки на опушке»
«Бегаем, хлопаем, топаем»
«Качание рук с лентами»
«Мячики»
«Птички летают, птички
спят»
«Танцуем в паре»
«Маленький ежик»
«Полька для малышей»
«Кот и птички»
«Танец с платочками»
«Зайчики и волк»
Импровизация с осенними
(по
показу
Игра догонялки под листьями
музыку «Зайчики и взрослого). Игра «Эхо» (с
хлопками).
волк».
Игры с листиками (по
выбору).
музыку
Развитие
образного
восприятия
музыки,
умения
передавать
в
движениях
контрастный игровой образ.
Развитие всех групп мышц.
4.
Снежные дорожки
Декабрь 8-10
5.
Веселые ножки
(январь 10- 13)
Развитие танцевального творчества
в музыкально-ритмических играх и
упражнениях.
Развивать умение менять движение в
связи с изменением музыки.
Развитие
умения
передавать
основные средства музыкальной
выразительности: темп, динамику,
метроритм.
Развитие слухового внимания, умения
менять движения в соответствии с
контрастными частями музыки,
самостоятельно останавливаться в
конце
звучания.
Закрепление
двигательных навыков, освоенных на
предыдущих занятиях.
Подведение к самостоятельному
исполнению
несложных
плясок
передаче
образа.
Развитие
эмоциональной сферы: способности
передавать в движениях различный
характер музыки.
Подведение детей к пластической
импровизации в движениях во время
инсценирования знакомых сказок под
музыку: выполнение движений по
показу педагога и самостоятельно.
Формирование умений исполнять
знакомые движения в различных
Придумывание
движений вместе с
детьми к разминке
«Веселая зарядка»
Объяснить правила
игры «Птички и
сова»
Разучивание движений
в парах (боковой галоп,
поскоки).
Повторение
упражнения и танцев.
«Веселая зарядка»
Шагать, бегать, скакать
Вперед и назад
Спокойные
шаги
и
быстрый бег с хлопками
Кружение, хлопки, поклон
«Птичка и сова»
«Мышка и кот»
Объяснить,
как Повторить
и «Веселая зарядка»
пригласить девочку продолжить
Шагать, бегать, скакать
на танец.
разучивание движений Вперед и назад
Спокойные
шаги
и
быстрый бег с хлопками
Кружение, хлопки, поклон
«Птичка и сова»
«Мышка и кот»
6.
7.
8.
игровых ситуациях, под другую
музыку;
Развитие воображения, фантазии.
Совершенствование навыков лёгкого
бега, умений начинать и заканчивать
движение
вместе
с
музыкой,
выполнять
перестроения
в
соответствии с частями музыки.
Веселые ручки
Развитие навыков ориентировки в
(февраль 14-17)
пространстве: умения выполнять
перестроения – по кругу, парами
лицом друг к другу и спиной,
врассыпную.
Развитие способности передавать в
пластике музыкальный образ.
Здравствуй
весна Развитие
танцевально-игрового
(март 18-20)
творчества;
Расширение
и
совершенствование
двигательных
навыков и умений.
Любимые танцы
(апрель 22-23)
Развитие
выразительности
движений,
мимики.
Развитие
способности
самостоятельно
менять движения в соответствии с
характером
музыки.
Развитие
творческой
активности
детей,
коммуникативные
навыки,
побуждать детей к двигательным
импровизациям.
Развитие восприятия, внимания,
воли, памяти, мышления — умение
выполнять упражнения от начала до
конца, не отвлекаясь.
Импровизация движений
под разную по характеру
музыку
Объяснение
Разучивание движений «В гости к бабушке»
выполнения
из танца
«Отойди и подойди»
движений
с
«Выставление ноги
элементами показа
пятку»
Рассказать
время года
про Повторение
упражнения и танцев
Объяснение
Разучить
выполнения
танца
движений
с
элементами показа
на
«В гости к бабушке»
«Упражнение
с
флажками»
«Приставной шаг»
«Веселые прыжки»
«Весенние листочки»
движение «Просто мы маленькие
звезды»
«Детки конфетки»
«Веселые зверюшки»
«Бегать и кружиться»
«Озорные мышки»
9.
10.
Подготовка
к
встрече
дорогих
гостей
(апрель
24занятие)
Встречаем дорогих
гостей (апрель 25
занятие)
Закрепление двигательных навыков.
Беседа на тему Повторение
Совершенствование
двигательных «Такие
разные номеров
навыков и умений.
танцы».
Развитие
эмоциональной
сферы
детей,
создание
радостной
атмосферы
(психологического
комфорта) на занятиях средствами
коммуникативных музыкальных игр,
весёлых плясок.
Развитие
танцевально-игрового
творчества;
Совершенствование
танцевальных
умений.
танцев Разминка
Танцы за весь год
Игры, которые запомнили
и полюбили дети
Рассказать
Показать родителям Разминка
родителям как мы концерт, состоящий Танцы за весь год
занимались
с из
музыкальных Игры, которые запомнили
детьми,
каких номеров и игр.
и полюбили дети
результатов
достигли
на
занятиях.
Объяснить правила
игры, распределить
роли
5. Оценочные и методические материалы
5.1 Оценочные материалы
Система оценки результатов освоения Программы состоит из входного контроля с целью
корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности с учетом
задач программы и возрастных особенностей обучающихся, и итоговой диагностики, которая
осуществляется на основе планируемых результатов.
Формы и методы проведения:
•
наблюдение
•
беседа
•
открытое занятие
Интерес и потребность в движении –
«+» - ребенок активно проявляет интерес к музыке и различным видам музыкальной
деятельности, музыкально — ритмическим движениям. Выражает эмоции в образно-игровых
движениях под музыку.
«-» - не проявляет.
Музыкальность
«+» — умеет передавать основные средства музыкальной выразительности: темп,
динамику, метроритм .самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять
движения на каждую часть музыки;Передавать разнообразные образно-игровые движения , образ,
настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка",
"бравый солдат" и т.д.).
«-»— движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а
также с началом и концом произведения.
Эмоциональность
«+» —умеет передавать в жестах, мимике разнообразную гамму чувств исходя из
музыки. Двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки,
игровой образ, чувствовать ее настроение и характер. Передавать динамику настроения, например,
"обида --прощение — радость". Передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное,
радостное, торжественное, беспокойное и т. д.).
«-» - мимика бедная, движения невыразительные.
Креативность
«+»– умеет находить свои, оригинальные движения для выражения характера
музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями
вместе с педагогом и сверстниками.
«-» - не активен, стоит на одном месте.
Развитие двигательных навыков –
«+» знает элементы народных плясок. Упражнения включающие одновременные
движения рук и ног. Выполняет танцевальные движения: прямой галоп, боковой галоп, пружинка,
кружение по одному и в парах, легкие подскоки. Владеет навыками ходьбы — (бодрая, спокойная,
на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием
колена (высокий шаг), бега (легкий, ритмичный, птички", "ручейки" и т. д.), широкий ("волк"),
острый (бежим по "'горячему песку"); прыжков — на двух ногах на месте, с продвижением вперед,
прямой галоп - "лошадки"
«-» испытывает затруднения в показе движений.
Подвижность (лабильность) нервных процессов
«+» - Начинает и заканчивает движение вместе с музыкой (координировать слуховые
представления и двигательную реакцию). Выполняет упражнения от начала до конца, не
отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка. Может выполнять указания педагога.
«-» выраженные затруднения.
Формирование двигательных качеств
«+» -самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
«-» упражнения делает не правильно.
Гибкость, пластичность
«+» — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, тела.
«-» испытывает затруднения в выполнении заданий.
Диагностическая карта для заполнения представлена в Приложении 1.
5.2. Перечень учебно-методических материалов
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. -СПб, 2000. - 220 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников.
Учебно–методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. – 108 с.Зарецкая Н., Роот З., Танцы в
детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
4. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения,
познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у
детей. – СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
6.Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Пионер, 2000. – 336 с.
7.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
8.Савчук О. Школа танцев для детей - Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
9.Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально– ритмического
воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.
10.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.Линка-пресс,
2006. - 272 с.
11.Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. 44с.
12.Суворова Т.И.Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006.
– 44 с.
№
п/п
ФИ
обучающегося
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Итого:
НГ
КГ
НГ
КГ
НГ
КГ
НГ
КГ
НГ
КГ
НГ
КГ
НГ
Гибкость, пластичность
Подвижность (лабильность)
нервных процессов
Формироване
двигательных качеств
Развитие двигательных
навыков
Креотивность
Эмоциональность
Музыкальнось
Интерес и потребность в
движении
Приложение 1
Диагностическая карта
КГ
НГ
КГ
Вывод (октябрь):
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________
Вывод (май):
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________