Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Букварик 2024-2025 учебный год

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга)

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада
№ 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Протокол от «30» августа 2024г № 1

Приказом заведующего
ГБДОУ детским садом
№ 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга
От «30» августа 2024 г № 39-ад

Принято с учетом мнения:
Совета родителей (законных представителей) воспитанников
протокол от «30» августа 2024г. № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
«БУКВАРИК»
для обучающихся 5-6 лет
Срок освоения: 1 год

Автор-разработчик:
Шевела Т.Н., воспитатель
Санкт-Петербург
2024

1

Содержание
1. Пояснительная записка ...................................................................................................3
1.1. Направленность программы……………………..………………….…………..........4
1.2. Адресат программы…………………………………………..……………….….…...4
1.3 Актуальность реализации программы…………………….........................................4
1.4 Отличительные особенности…………………………………………….….………..4
1.5. Уровень освоения программы.…………………………………………………...…..4
1.6 Объем и срок освоения Программы…………………………………………….........4
1.7. Цель и задачи Программы……………………………………………………………5
1.8. Планируемые результаты .. ……………………….. ..................................................5
1.9 Организационно -педагогические условия реализации Программы……………....6
2.Учебный план……………………………………………………………………..……..8
3. Календарный учебный график реализации Программы на 2024/2025
учебный……………………………………………………………………………………….……..9
4.Рабочая программа…………………………………………………………..……….…9
4.1 Цель и задачи рабочей программы…………………………………………..……..10
4.2 Планируемые результаты обучения…………………………………………….….10
4.3Принцип рабочей программы…………………………………..……………..…….10
4.4 Описание образовательной деятельности…………………………………………11
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики
их образовательных потребностей и интересов………………………………………………....12
4.5.1. Методические приемы обучения…………………………………………………12
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы……………….….12
4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся ………………………………13
4.6 Календарно – тематическое планирование…………………………………...…….13
5.Оценочные и методические материалы ……………………………………………..17
5.1. Оценочные материалы……………………………………………………………...17
5.2. Перечень учебно-методических материалов……………………………….….......17
Приложение. Диагностические материалы ……………………………………………19

2

Пояснительная записка

I.

Программа социально-гуманитарной направленности «Букварик» разработана на
основе нормативно–правовых актов и локальных документов:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
3.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

до

2030

года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р;
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №

629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
5.
114 «Об

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
утверждении

качества условий

показателей,

характеризующих

осуществления

организациями, осуществляющими

общие

критерии

образовательной
образовательную

оценки

деятельности

деятельность

по

основным общеобразовательным

программам,

образовательным

программам

среднего профессионального

образования,

основным

программам

профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам;
6.
467 «Об

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;
7.
22.09.2021

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
8.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

3

10.

Устав

Государственного

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения детский сад № 90 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - ДОУ)
11.

Лицензия

78ЛО3

№

0002675

(бессрочная)

на

право

осуществления

образовательной деятельности, выдана 10.06.2019 г., рег. № 3864
1.1.Направленность Программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Букварик» имеет социальногуманитарную направленность и способствует формированию навыка слитного чтения
слогов и слов, чтения предложений и текстов с пониманием прочитанного.
1.2.Адресат Программы
Программа ориентирована на обучающихся старшего дошкольного возраста 5-6
лет.
1.3. Актуальность реализации Программы
Чтение – очень сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют
различные мозговые структуры. Это один из сложнейших навыков, освоить который,
необходимо каждому человеку. В среднем, мозг ребенка созревает к обучению чтению к 5-ти
годам. Благодаря тому, что ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, научить читать
можно быстро и легко. С помощью обучающей игры и специально разработанных методик
можно работать над техникой чтения, над понятийной составляющей, а главное, игровой
подход зарождает интерес к чтению, желание читать, любовь к книгам, как источнику
знаний. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но
и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е.
в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Ранее чтение является одним из
лучших способов такого стимулирования. Тенденция к снижению возрастных рамок начала
обучения детей чтению имеет вполне основание: ребенок, который научился читать, более
успешен в школе и чувствует себя увереннее.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительная особенность данной Программы состоит в её практической
значимости: у ребенка возрастает преднамеренность, целенаправленность психических
процессов; у дошкольников 5-6 лет отмечается развитие слуховых ощущений. Дети
начинают лучше различать звуки речи, что позволяет педагогу формировать фонематический
слух ребенка, а это является главным компонентом успешного обучения чтению.
1.5. Уровень освоения Программы
Ознакомительный.
1.6. Объем и срок освоения Программ
Программа рассчитана на год. Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в
неделю;
4

Максимальный объем программы: 26 часов в год.
Срок реализации программы: 26 недель, с октября по май.
1.7. Цель и задачи программы.
Цель: ранее овладение чтением дошкольниками, расширение словарного запаса;
создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически
развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить детей с буквами и звуками
-закреплять понимания смысла текста
-способствовать освоению выразительного чтения
-совершенствовать произносительной культуре у детей
-стимулировать речевую деятельность
-продолжать обучать умению строить связанные высказывания, распознавать звуки
на слух
Развивающие:
-развивать навыки ритмичного и интонационного чтения, речевого мышления,
слухового и зрительного внимания, диалогической речи, зрительно-моторной координации,
логики и зрительно-пространственной ориентации.
Воспитывающие:
-воспитывать у детей доброжелательность и взаимопомощь
-формировать бережное отношение к книге
-продолжать учить понимать чувства и эмоции персонажей.
1.8. Планируемые результаты
-на раннем этапе улучшается произношение - постоянное проговаривание слов по
слогам способствует тому, что речь ребенка становится чище;
-обогащается словарный запас;
-ребенок, умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что
знания он может добавить сам из книг;
-дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием;
-ранее чтение влияет на грамотность.
5

1.9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Язык реализации
Образовательная

деятельность

осуществляется

на

государственном

языке

Российской Федерации - русском.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации
Конкретная инструкция по основным частям чтения (фонематическое восприятие,
фонетика, беглость, словарный запас и понимание) является наилучшим подходом к
обучению детей чтению. Инструкции должны быть систематическими и понятными.
Условия набора и формирование групп
Для обучения по данной Программе принимаются воспитанники от 5 до 6 лет.
Набор в группу осуществляется на основе желания обучающихся и договора с родителями.
Количество обучающихся в группе формируется с учетом санитарных норм, но не более 10
человек, что позволяет, с одной стороны, обеспечить достаточный коммуникативный
потенциал занятий, а с другой стороны – повысить эффективность обучения и обеспечить
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Формы и методы организации и проведения занятий
Формы организации деятельности обучающихся:
 групповые;


подгрупповые,

включающие

в

себя

совместные

действия,

общение,

взаимопомощь в парах для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (подгруппы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости от цели
деятельности и желания детей);


индивидуальные,

организуется

для

осуществления

индивидуального

установлена

учетом

и

дифференцированного подхода к обучающимся.
Продолжительность

учебных

занятий

с

возрастных

особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными
правилами, утвержденными СанПин для детей 5-6 лет: 25 мин.
6

Методы обучения: беседа, дидактические игры, наглядный материал.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по Программе строятся по следующей структуре:
1. Вводная часть: загадка, беседа;
2. Основная часть: знакомство со звуками, чтение слогов, работа в тетрадях.
3. Заключительная часть: игра.
Занятия на первом этапе предполагают знакомство со звуками и буквами русского
алфавита начинается с гласных А, У, О.

Далее дети знакомятся с согласными, затем

переходят к чтению слогов, коротких слов. Далее дети учатся читать слоги и постепенно
переходят к чтению слов, коротких предложений.
Все занятия проходят в доступной игровой форме.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет воспитатель Шевела Т.Н.
Материально-техническое оснащение
Занятия проходят в отдельных кабинетах с оснащением каждого.
1.

Оборудование и инвентарь:

- стол педагога – 1 шт.
- столы детские –5 шт.
- стулья детские – 10шт.
- ноутбук для педагога -1 шт.
2.

Учебно-методический материал:

- дидактические игры «Рыбалка» - 16 игр.
- слоговая таблица-1 шт.
- тетради-8 шт.

7

2.Учебный план
№

1

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

программы

Всего

Теория

Практика

Неречевые и

2

1

1

Игры, упражнения

речевые звуки
2

Гласные буквы

4

1

3

3

Соединяем буквы.

9

-

9

Читаем слоги
4

Читаем слитно

6

-

6

5

Читаем

4

-

4

предложения с
изученными
буквами
6.

Итоговое занятие

1

Итого:

26

1

УТВЕРЖДЕН
Приказом заведующего ГБДОУ детским садом № 90 Красносельского района
Санкт-Петербурга от «30» августа 2024 г. № 45-ад

8

3. Календарный учебный график реализации Программы
на 2024/2025 учебный год
Год

Группа

обучения

Дата начала

Дата

Всего

Количество

обучения по

окончания

учебных

учебных

программе

обучения

недель

часов

Режим занятий

по
программе
1 год

«Веселые

14.10.2024г.

26.05.25г.

26

26

1 р/нед.25 мин

16.10.2024г.

28.05.24г.

26

26

1 раз/нед 25

ребята»
1год

«Любознайки»

мин

9

4.Рабочая программа
4.1. Цель и задачи рабочей программы
Рабочая программа позволяет в условиях дошкольного образовательного
учреждения через дополнительное образование ориентировать на познавательное развитие
обучающихся, ранее овладение чтением.
Цель: ранее овладение чтением дошкольниками, расширение словарного запаса;
создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически
развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с
постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми
словами и небольшими предложениями.
2. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к
чтению, поощрять ответы детей.
3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.
4. Формировать устную речь детей. Обогащать словарный запас, развивать
коммуникативные способности на основе общения
5. Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
6. Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на
материале алфавита.
7. Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово»,
«предложение».
9. Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
10. 11. Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
12. Учить писать слова с помощью графических изображений.
4.2. Планируемые результаты обучения
Ожидаемые результаты к концу года:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия
букв.
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
4.Правильно читать слова, состоящие из 1-3 слогов.
4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
4.3.Принцип рабочей программы:
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип

научного

подхода

-

покрепление

всех

форм

обучения

научно

обоснованными и практически адаптированными методиками.
10

Принцип

гуманизации

образования,

диктующий

необходимость

бережного

отношения к каждому воспитаннику;
Принцип индивидуализации дифференциации обучения, развитие творческого
потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
Здоровье-сберегающий

принцип.

Количество

и

время

проведения

занятий

соответствует возрасту детей.
Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников.
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала
на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям.
4.4. Описание образовательной деятельности
Структура занятия
Занятие состоит из следующих структурных компонентов:
I. Вводная часть (5-7 минут): приветствие, загадка.
II.

Основная часть (18-20 минут): знакомство со звуками, чтение

III.

Заключительная часть. (5 минут): игра.

слогов.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, У, О,
потому что они хорошо слышны в начале слова, середине и конце.
Далее знакомятся с согласными. Затем переходят к чтению слогов, коротких слов.
Далее учатся читать слоги и постепенно переходят к чтению слов, коротких
предложений.
Все занятия проходят в доступной игровой форме.
Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина.
- Начинается оно с представления детям изучаемого звука:
- представление звука:
-чтение слогов и слов с этой буквой;
11

- применение разных способов чтения (чтение по ступенькам, по веревочке, по
горкам.
-игры-рыбалка;
-Игровые упражнения;
-работа в тетради.
4.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
рабочей

программы

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов
4.5.1. Методические приемы обучения
1) Загадка – настраивает на сюрпризный момент, способствует развитию
воображения.
2) Игровые приемы. Использование игрушек, дидактических упражнений делают
занятия

более

продуктивными,

повышают

активность

обучающихся,

развивают

воображение, образное мышление, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих
занятиях.
3) Вопросы к обучающимся активизируют их мышление и речь.
4)

Словесная

оценка

педагогом

в

зависимости

от

подготовленности

и

индивидуальных особенностей обучающихся.
4.5.2. Методы и приемы по реализации задач рабочей программы
Игровой метод:


Дидактические игры и упражнения;



Пальчиковая гимнастика

Словесный метод:


беседы, обсуждения,



дидактические игры.

Наглядный метод:


наглядно-слуховой метод (слоговые таблицы, буквы, ребусы)



наглядно-зрительный (слоговые таблицы).

Практический

метод:

дидактические

игры.

12

4.5.3. Возрастные особенности развития обучающихся
В возрасте 5-6 лет продолжается совершенствоваться звуковая культура стороны
речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов
в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй
речи, богаче становится лексика.
4.6 Календарно –тематическое планирование
Период

Тема

Содержание

Формы работы

07 октября 11 октября

Водное занятие.
Знакомство с
буквами А, У

Знакомимся с отличиями
гласных и согласных звуков.
Четко произносить звук,
кратко, длительно, тихо и
громко.

Беседа о звуках
Демонстрация
пособий и
игр.

14 октября - 18
октября

Чтение слогов МА
МО МУ

Активизация знакомых
звуков .Составление и чтение
слогов с детьми.

Игры
«Рыбалка»

21 октября– 25
октября

Знакомство с
буквой С. Чтение
слогов СА СО СУ

Знакомство со звуком и
буквой С. Учить определять
наличие звука «С» в словах.
Подбирать слова, в которых
есть звук «С». Соединяем
буквы-читаем слоги»

Игры
«Рыбалка»,
«Поймай
звук»

28 октября - 1
ноября

Чтение слогов АМ
ОМ УМ АС ОС УС

Продолжаем соединять
звуки-читаем слоги.

11ноября-15
ноября

Учимся определять
1й звук в слове
.Учимся определять
количество слогов в
слове

Учимся определять звук «С»
«М» и гласные «О» «А» «У»
словах.

Таблица
«гласныесогласные
звуки»
Наглядный
материал –
картинки.

18 ноября –
22ноября

Знакомство с буквой
Х.Чтение слогов
ХА,ХО,ХУ

Знакомство с согласным
звуком «Х».
Учиться определять наличие
звука «Х» в словах. Учиться
узнавать букву «Х».
Слияние «ХА» «ХО «ХУ»

Игра
«Рыбалкаслоги»

13

25 ноября-29
ноября

Чтение слогов из 3х
букв ХАМ ХОМ
ХУМ

Практическое задание.
Читаем слоги.

2декабря 6декабря

Чтение слогов МАХ
МОХ МУХ

Составление и чтение слогов
с детьми.

9 декабря 13 декабря

Чтение слогов САХ
СОХ СУХ.
Ребусы

16 декабря 20 декабря

Знакомство с
буквой Р. Чтение
слогов РА РО РУ
Чтение слов ОСА
УХО СОР ХОР
Чтение слов ОСА
УХО СОР ХОР

Продолжаем учиться
соединять буквы-читаем
слоги.
Знакомство с ребусамиотгадывание ребусов.
Знакомство с согласным
звуком «Р» в словах. Учимся
узнавать букву «Р».
Слияние «РА» «РО» «РУ»
РЫ»
Повторение гласных звуков.
Продолжаем читать слова.

13января 17января

Таблица
.Игра
«Рыбалкакубики»
Дидактически
е игра
«Живые
буквы»,
Беседа,
Работа в
тетрадях.
Игра
«Рыбалкаребусы»
Таблица с
ребусами.
Игра
«Вагончики».
Тетради.

Тетради с
упражнениями.
Игра
«Рыбалкаслова»
Игра
«Рыбалкаслоги и
слова»

20января 24января

Чтение слов МАМА
РОМА РОСА РАМРА РО-МРО-РУМРУ

Читаем слитно.

27 января- 31
января

Учимся определять
количество слогов в
слове.

Учимся делить слова на слоги.

Игра «Найди
звук».
Тетради с
упражнениям

3февраля – 7
февраля

Знакомство с
буквой Ш. Чтение
слогов ША ШО ШУ

Знакомство с согласным
звуком «Ш».
Учиться определять наличие
звука.

Игра
«Рыбалкаслоги»

14

10 февраля
– 14 февраля

Чтение слогов АШ
ОШ УШ

Продолжаем соединять
буквы, соединяем слоги.

Таблица
«гласныесогласные»
Игры
«Волшебный
мешочек»
Игра
«Рыбалкаслова-слоги»

17 февраля –
21 февраля

Чтение слов ШАР
ШУМ

Соединяем буквы, соединяем
слоги.

24 февраля–
28 февраля

Чтение слогов МАШМА МО-ШМО
МУ-ШМУ

Читаем слитно. Развиваем
навык чтения слоговпополняем словарный запас.

Игра «Живые
буквы»
Тетради с
упражнениями

3 марта –
7марта

Знакомство с
буквой Ы. Чтение
слогов МЫ СЫ ХЫ
РЫ

Знакомство с согласным
звуком «Ы»
Учиться определять наличие
звука «Ы» в словах.

Игра «Живые
буквы»

17 марта –
21 марта

Чтение слов СЫР
ШАР ХОР.
Рифмы.

Игра
«Волшебные
кубики»

24 марта –
28 марта

Звук в слове: начало
– середина - конец

Учимся узнавать букву «Ы».
Подбирать слова в которых
есть звук «Ы»
Знакомство с рифмами.
Определять местонахождение
звука в словах.

31марта –
4 апреля

Вставь пропущенное
слово

Карточки.

7 апреля –
11 апреля

Знакомство с
буквой Л.. Чтение
слогов ЛА ЛО ЛУ
ЛЫ

Закреплять гласные и
согласные звуки. Учить детей
находить заданный звук,
слово.
Знакомство с согласным
звуком «Л»
Учиться определять наличие
звука «Л» в словах. Чтение
слогов.

14 апреля –
18 апреля

Знакомство с
буквой Н. Чтение
слогов НА НО
НУ НЫ

Знакомство с согласным
звуком «Н».Уимся узнавать
букву «Н»

«Живые буквы»

Игра «Рыбалкаслова»

Игра «Живые
буквы»

15

21 апреля – 25
апреля
12 мая-16 мая

19 мая-23 мая

Чтение слов САЛО
ЛОРА УШЛА
МЫЛО
Интонация в
предложениях: ! . ?
Чтение предложений
Итоговое занятие

Читаем слова с изученными
буквами

Игра «Рыбалкаалфавит»

Познакомить детей с
повествовательной,
вопросительной и
восклицательной интонацией.

Карточки.

Закрепить понятие «Букваслог-звук—словопредложение», графический
образ буквы.

Игра
«Волшебные
кубики»,
«Рыбалка –
слоги-слова»

Дать возможность детям
продемонстрировать свои
умения.

16

5. Оценочные и методические материалы
5.1 Оценочные материалы
Система оценки результатов освоения Программы состоит из входного контроля с
целью корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности
с учетом задач программы и возрастных особенностей обучающихся, и итоговой
диагностики, которая осуществляется на основе планируемых результатов.
Формы и методы проведения:
•

наблюдение

•

беседа

•

открытое занятие

Виды контроля

Форма проведения

Сроки

Текущий

Наблюдение.

В течении года

Дидактические игры.
Систематическое повторение
пройденного материала на
последующих занятиях.
Промежуточный
Первое полугодие
По итогам обучения

Наблюдение за детьми,игра «Чтение с
увлечением»,

Декабрь
Май

Игра «Внимательный читатель»

Промежуточная диагностика за первое полугодие проводится в форме игры.
Оценочные материалы (диагностический инструментарий на конец года)
5.2. Перечень учебно-методических материалов
1. Бортникова Е. Ф. Проверяем готовность ребёнка к школе (для детей 6-7 лет). Тетради 1,
2. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.
2. Волина В.В. Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.
3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.
Метод. пособие /Н. В. Дурова. – М.: Издательство «МозаикаСинтез»,2006. – 90с.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты./М.Н.Ильина. –
СПб.: Питер, 2006. – 205с.

17

5. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве» / Е.В. Колесникова– М.: Ювента, 2016.
- 48 с. 6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя/ А.И.Максаков , Г.А.Тумакова – М.:
Просвещение, 2003.– 144с.
7. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте: метод. пособие/ Н.В.
Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.
8. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу /Художник Г. В.
Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

18

Приложение. Диагностические материалы
Критерии оценки по программе «Букварик»
Опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М. Струниной и
Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по
обучению чтению.
Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы: 1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно
(называет звуки). 2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги). 3. Что я назвала
сейчас? (называет слова). 4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2.Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1. Что я сейчас проговорила?
2. Сколько слов в предложении?
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку
3.Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и
предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,
второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Весёлые слоги».
19

Подготовка исследования: Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых
написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем
можно будет составить 11слов).
Проведение исследования: Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру: «Сейчас
мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они
разбежались, а мы с тобой соберѐм их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования: Подготовить картинки с изображением предметов: мак,
мост, кукла, сорока, картина, черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного
цвета. Проведение исследования: Эксперимент проводится с детьми
индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают
ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д. По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему
слова (при первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в
слове на слух).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребѐнку
рассказать какой это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7.Владеет чтением.
20

Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать
предложение из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений связанных по смыслу.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».